Театральный критик Лора Тирон – о фестивале с участием Братского драматического театра

Пресса

Отшумели аплодисменты, отыграны спектакли, вручены памятные сувениры и награды. В свои города вернулись участники Первого межрегионального фестиваля провинциальных театров «Театральная провинция» памяти Владимира Гуркина. Фестиваль проходил в Черемхово с 11 по 15 ноября и завершился на яркой, позитивной ноте. Имя драматурга объединило и перезнакомило актеров из Бийска и Омска, Нерюнгри и Усть-Илимска, Братска, Томска, Тынды. Театры этих городов откликнулись на приглашение и привезли свои лучшие спектакли.

Пять дней фестиваля стали настоящим театральным праздником. Идея «Театральной провинции» родилась давно. О проведении такого фестиваля в родном Черемхово мечтал еще Владимир Гуркин. Но к сожалению, дожить не успел… Потребовалось много времени и сил для воплощения задуманного, и все же мечта стала реальностью. Поддержку оказали Министерство культуры России, губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко, региональное правительство, министерство культуры Иркутской области, мэр Черемхово Вадим Семенов, городской отдел культуры и другие организации города.

В адрес фестиваля прислал приветственную телеграмму министр культуры России Владимир Мединский:

— Дорогие друзья, я рад поздравить вас с открытием фестиваля «Театральная провинция». Ваше замечательное начинание, открывающее широкой аудитории театральный мир сибирского и дальневосточного регионов нашей страны, уже приобрело популярность среди многих ценителей драматического искусства. Уверен, ваш фестиваль станет яркой страницей и значимым событием в культурной жизни России. Благодарю всех организаторов и желаю фестивалю творческих побед, воплощения самых смелых идей и реализации новых замыслов.

К участникам фестиваля обратился со сцены областной министр культуры и архивов Виталий Барышников: 

— Уважаемые земляки, разрешите от имени правительства Иркутской области, от имени губернатора поздравить всех нас с большим и ожидаемым событием – открытием первого фестиваля провинциальных театров «Театральная провинция». Всех творческих людей объединяет одно — служение театру, которое, на мой взгляд, самое лучшее, потому что оно — человечное. Театра нет без зрителя. А зритель в Черемхово особый, тонко понимающий и чувствующий искусство. Потому что 75 лет в Черемхово существует театр, который воспитал своего зрителя, создал здесь особую атмосферу восприятия театрального искусства. Я искренне поздравляю всех с большим театральным праздником на черемховской земле!

Открывали фестиваль черемховцы спектаклем по пьесе Владимира Гуркина «Прибайкальская кадриль». Сам драматург поставил эту забавную историю из деревенской жизни несколько лет назад, но она до сих пор собирает полные зрительные залы и смотрится на аплодисментах почти после каждой сцены.

На театральный праздник приехали вдова Владимира Павловича Людмила и их дочь Екатерина, которые активно принимали участие в работе фестиваля: они встречались со зрителями, проводили презентации сборника пьес Владимира Гуркина, участвовали в обсуждении спектаклей, работе жюри.
Все дни фестиваля атмосфера была располагающей, искренней, душевной. Вечерами артисты театров собирались в фойе и показывали капустники. Днем успевали ездить на экскурсии по городу, который невероятно похорошел в последние годы.
Спектакли шли на двух сценах: в театре и ДК «Горняк», после каждого спектакля начинались обсуждения и разборы только что увиденных постановок членами жюри, в состав которого вошли: заслуженная артистка РФ, режиссер Татьяна Уфимцева (Москва), главный режиссер ТЮЗа им. А.Вампилова Андрей Сидельников, театральный критик Лора Тирон, актриса и жена Владимира Гуркина Людмила Гуркина (Москва).

Встречи с труппами театров и обсуждение спектаклей очень нужны артистам, так как сейчас гастрольная деятельность отсутствует, театральное пространство разорвано, «кровеобмен» нарушен, театры варятся в собственном соку, не зная, что творится даже у соседей. А артисту нужна как воздух смена впечатлений, новая атмосфера, общение, дух соперничества, оценка своего творчества зрителями других регионов, встречи с театральной критикой. И замечательно, что есть возможность общения между собой на подобных фестивальных встречах.

Нам неведомо, какими путями актеры идут к результату, как лепят они, будто скульпторы, своих персонажей, но всякий раз, когда видишь на сцене не ходульных героев, а живых, из плоти и крови, заставляющих нас по-настоящему переживать, смеяться, плакать, то есть верить им, то всякий раз невольно испытываешь чувство благодарности к тем, кто заставил поверить, душевно очиститься, рассмеяться. Таким спектаклем-открытием на фестивале стали для меня «Провинциальные анекдоты» Братского драматического театра, которые предложили посмотреть на Вампилова другими глазами, расставили новые акценты. Многие внутренние подтексты пьесы, которые ранее не считывались, я будто услышала вновь.
Режиссер спектакля Сергей Куцевалов сумел найти и атмосферу, и сценический язык, и форму, чтобы рассказать нам две самостоятельные вампиловские новеллы, которые смотрятся на одном дыхании. Он ввел в ткань спектакля пластические решения некоторых сцен – например, сон главного героя Калошина (артист Виктор Головин), сделав это с определенной долей эксцентрики и юмора, причем с достаточным чувством меры и иронии. Замечательный актер Виктор Головин существовал в этом рисунке точно, тонко, изящно и очень хорошо умел слушать партнеров. И получался чудовищно трагикомичный персонаж, над которым мы не только смеялись, но и осуждали и сочувствовали.
Сергей Терпугов, также точно работающий в предлагаемом рисунке, исполнитель ролей Камаева и Угарова и получивший на фестивале главную награду в номинации «Лучшая мужская роль», играл в спектакле наполненно, органично, деликатно, мягко, озорно, но не пережимая и не комикуя, выстраивая из ситуации характер.

Замечательной работой порадовали артисты Усть-Илимска во главе с режиссером Евгением Пиндюриным. Они рассказали музыкально-пластическим спектаклем «Техника дыхания в безвоздушном пространстве» по пьесе современного драматурга Наталии Мошиной о боли и радости, о жизни и смерти, о счастье и горе. Их спектакль был по форме и сценическому языку спектаклем- размышлением, раздумьем, разговором, приглашающим зрителей в круг тем, которые беспокоят главных героев, потому что они живут среди нас и решают те же проблемы, что и каждый из нас ежедневно. Великолепна в спектакле была актриса Елена Таксиди, которая в своей роли была так искренна, пронзительна, глубока и откровенна, что жюри было единогласно в оценке — именно ей отдать свои голоса в номинации «Лучшая женская роль».

Запомнились своим обаянием и теплотой прочтения спектакля омские актеры драматического театра «Студия» Любови Ермолаевой. Захватила атмосфера спектакля, оригинальные костюмы, музыкальное решение, которое помогало, наполняло действие, вело актеров.
Главная героиня Вера пытается стать писателем, она романтична, одухотворённа, доверчива, интеллигентна и одинока. Её подруги школьных лет несколько иные, но это не мешает их крепкой и надежной дружбе. Спектакль приглашал к диалогу о жизни, о времени, о любви, он втягивал в свое магнитное поле, заставляя сопереживать судьбам героинь. Театр « Студия» получил специальный приз жюри «За особую атмосферу и обаяние» спектакля.

Театр из Бийска привез спектакль по сказке Леонида Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца». Спектакль яркий, фееричный, праздничный, в котором много юмора и иронии. Он построен на контрасте серьезного и смешного, но смешного было больше. Казалось бы, сказка Филатова, хоть и с гениальным текстом, актуальным до сих пор, но уже затерта до дыр и кем только не ставилась, начиная от профессиональных театров и заканчивая школьной самодеятельностью, и в нем уже невозможно открыть что-то новое. Однако режиссер Михаил Вороновский сумел вдохнуть в нее свежие мотивы, расставил нужные акценты, и она заиграла и заискрилась вновь. Великолепен Федот (актер Юрий Пашинин), который играл легко, свободно, с выдумкой, задавая градус, нерв спектаклю. Все актеры-персонажи подхватывали его настроение и были хороши: и Царь, и Царевна в потешном парике и круглых очках, и Нянька, и Генерал, и Баба-яга, и Маруся. Каждый нашел свой характер, каждый был интересен и обаятелен. Лаконична, выразительна и мажорна сценография Ольги Смагиной, за что ей отдельное спасибо.

В рамках фестиваля состоялись презентация сборника пьес Владимира Гуркина «Веселая вода печали» и открытие мемориальной доски на здании драматического театра. Надпись на ней гласит: 1952—2010 гг. Драматург Владимир Гуркин «Он был певец земли шахтерской, простых людей, сердечной доброты».
В фойе театра была развернута обширная экспозиция фотографий, книг, документов, посвященных жизни, творчеству, семье Владимира Гуркина. Составлена карта страны, где и в каких театрах шли или идут его пьесы.

— Мы очень много ездим со спектаклями по пьесам Владимира Павловича, — сказал на презентации сборника пьес директор черемховского театра Андрей Ефимов, — и где бы мы их ни показывали, зрители всегда просят снова привезти их. Его пьесы очень любят, потому что они человечны, они о нас с вами, о простых людях. В одном только Усть-Куте мы показывали «Прибайкальскую кадриль» пять раз, и все проходило на ура. Я очень рад, что мы все-таки смогли организовать фестиваль, это большое дело, это память о нашем удивительном земляке, драматурге и просто очень хорошем человеке Владимире Павловиче Гуркине.

К закрытию фестиваля приурочили и еще одно торжество — празднование 75-летия со дня основания Черемховского драматического театра, на которое съехались друзья и коллеги. И черемховцы принимали поздравления от артистов Иркутского академического драматического театра имени Н.П.Охлопкова, Иркутского музыкального театра имени Н.М.Загурского, ТЮЗа имени А.Вампилова, студентов театрального училища.
Фестиваль и празднование юбилея театра объединили всех душевно, сердечно и как-то по-домашнему тепло. У Черемховского театра появилось еще больше друзей, еще больше молодых зрителей, которые любят театр, хотят говорить о нем. Фестивальные спектакли дали пищу для размышлений, все они были пронизаны любовью к человеку, к его бедам и радостям, к его будням и праздникам. И главной темой фестиваля стала любовь и желание вызывать в людях добрые чувства, а это именно то, о чем писал в своих пьесах Владимир Гуркин.

Лора Тирон, «Байкальские вести»

На фото: «Провинциальные анекдоты» Александра Вампилова показали артисты Братского драматического театра

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Братский драматический театр