«Здесь нет синтетики и имитации…»

Пресса

Дубна и Сергиев Посад – два города Подмосковья.  Два на первый взгляд разнополярных  центра. Один – исследовательский  в области ядерной физики, наукоград.  Другой –  духовный центр, входящий в Золотое кольцо России. Но они во многом похожи. Оба – древние. Первое упоминание о Дубне относится к XII веку,  а о сергиевопосадском монастыре – к XIV. Сходная численность населения – около сотни тысяч.  И там, и там — заводы, музеи, памятники, чистейший воздух, природная красота…  А теперь – и театральные фестивали.

Дубна в этом году была  выбрана местом проведения XIII Фестиваля театров малых городов России. Фестиваль идет под патронатом Театра наций, министерства культуры РФ, благотворительного фонда Евгения Миронова «Театральные инициативы», в этом году – еще и губернаторской программы «Наше Подмосковье». А Сергиев Посад и  Сергиево-Посадский драматический театр-студия «Театральный ковчег»  второй год подряд организуют международный театральный фестиваль «У Троицы». Можно сказать, что вся театральная Россия была представлена нынче в Подмосковье. Все  самые интересные спектакли, инновации и традиции, актерские и режиссерские работы. В том числе – из Братска.

Дубна. Спектакль «здесь и сейчас»

«В детстве я хотел быть другим. Ну, то есть не таким как сейчас. Хотел как в этой музыке. Как на баррикаду, как на подлодке. Почему все не получилось? Почему я не тот, как на баррикаде, как на подлодке? А?»

Из пьесы Михаила Дурненкова «Самый легкий способ бросить курить»

Этот спектакль появился в репертуаре Братского драматического театра благодаря гранту Благотворительного фонда культурных инициатив Михаила Прохорова. Поставил пьесу – кстати, признанную по итогам международного конкурса “Действующие лица” лучшим драматургическим произведением 2010 года, — режиссер из Елецкого драматического театра Радион Букаев.  Молодой автор, молодой режиссер, молодой состав труппы. Видеопроекции, перенос зрительного зала прямо на сцену. Музыка братских рок-групп. Словом, многое из того, что можно отнести к понятию «современная драматургия». Премьера состоялась в мае 2014. Спектакль с тех пор играли всего пять раз. Потому что некассовый – на  сцене могут разместиться всего 50-60 зрителей.  Потому что сложный в монтаже – по этой причине даже немного пострадал зал администрации Дубны, сценическая площадка фестиваля …

О чем спектакль? Театральный критик Светлана Жартун написала об этом так: «Режиссер… поставил спектакль в жанре настоящей драмы, в которой герои входят в разряд потерянного поколения, не умеющего и не знающего, где искать применение своей энергии. В потоке смутной жизни они разучились отличать сны от яви, реальность от вымыслов. Кажется, происходящее на сцене безысходно, абсурдно в представлении одной человеческой единицы целым народом, но как можно согласиться с таким выводом?».

 Согласиться или нет – право зрителя. Слово «самый» из названия в братском прочтении спектакля  решено было  опустить, но самым он все же остался – самым спорным и обсуждаемым. На клубном показе в Братском драматическом это проявилось в полной мере.  Зрители, актеры, журналисты дискутировали по поводу сути и смысла, открытого финала, лексики «на грани». Разные мнения – от «в душе что-то ухнуло» до «нет,  я это не принимаю». Ясно главное – получился спектакль, на который идут не для того, чтобы отвлечься и отдохнуть, а чтобы его пережить.  Возможно, как раз этим руководствовалась  конкурсная комиссия, когда отобрала «Легкий способ…» на XIII Фестиваль театров малых городов России. Обычно в фестивальной афише  самые потенциально сильные спектакли ставятся в начало, средину и на финал. Неизвестно, работал ли этот принцип в Дубне, но братчане показывались в последний день фестиваля, фактически закрывая его, вместе с Новокузнецким драматическим театром, который в итоге и получил гран-при  в номинации «Лучший спектакль большой сценической формы» за  спектакль «Иванов».   Другую главную награду фестиваля, гран — при «Лучший спектакль малой сценической формы» жюри  отдало постановке «Таня-Таня»  театра-студии «Грань» (г.Новокуйбышевск).

Уже после фестиваля  в интервью журналу «Театрал» председатель жюри  народный артист России Игорь Костолевский  упомянул именно братский спектакль:

« –Я в силу возраста и, наверное, своих академических привычек относился к новой драме скептически. А теперь понял, что мой скепсис напрасен. Нельзя довольствоваться прежними завоеваниями – надо все равно выходить из зон комфорта. Надо смотреть, надо открывать новый сценический язык. Даже если это не моя чашка чая, все равно это интересно, это движение вперед.

 Игорь Матвеевич говорит о спектакле по пьесе Михаила Дурненкова «Легкий способ бросить курить», в котором артисты Братского драматического театра рассказали историю современного человека – жителя крохотного городка. Одна из особенностей спектакля заключалась в том, что режиссер поместил этот, в общем-то, бытовой сюжет в местные обстоятельства. Многое там знакомо зрителям Братска. И понятно, что у себя дома эта история обрастает дополнительными смыслами. Театр «здесь и сейчас». Прием давно известный, но работает он безотказно».

Прагматическо-лирическое отступление. На что и зачем ездить на фестивали?

Попасть на фестиваль – это здорово. Отобраться – уже победить. В самом деле, малых городов в России – сотни. Театров в них – десятки. А на  фестиваль приглашены  всего 16! Ехать нужно, обязательно. А на что? Для муниципального театра – вопрос вопросов.  Любовь Николаевна Кудряшова, директор Драматического театра Братска, вспоминает, что не знала, как реагировать на приглашение, радоваться или отчаиваться:

— Предполагалось изначально, что фестиваль пройдет на Урале. Когда мы отправляли видеозапись спектакля, просчитывали – если возьмут, до Урала мы доберемся. А когда узнали, что все-таки будет Дубна, честно скажу —  озадачились, расстроились. Неужели не попадем?  Нужно  не только труппу отправлять, но и декорации, костюмы – огромный груз. Сергей Васильевич Серебренников, мэр Братска, среагировал мгновенно. Он сказал  – конечно, поезжайте. Подключил спонсора – РУСАЛ Братск. Поездка состоялась. И не на один, а на два фестиваля. Так удачно совпало, что следом за фестивалем в Дубне открывался фестиваль в Сергиевом Посаде. И что наш спектакль «Созвездие Пегаса» оказался созвучным идее этого форума. И что жюри, организаторы пошли нам навстречу и  даже сдвинули сроки – чтобы мы смогли показаться. Других посмотреть, открыть глаза на современный театральный мир, приобрести колоссальный опыт.

Режиссер Радион Букаев приезжал в Братск на предфестивальную подготовку «Легкого способа…», чтобы уточнить несколько сюжетных линий.

— У меня впервые такое – возвращаться к спектаклю через год после премьеры. Это новый опыт, который я еще не осознал, но могу сказать точно – удовольствие от репетиций получил, с актерами есть контакт. Очень хорошо, что театр едет на фестивали. Театру нужно видеть мир, открывать новое понимание, новые возможности… Фестиваль – это такой творческий, мозговой, душевный штурм, который обязательно даст рывок в росте. Понятно, что ездить финансово сложно. Но тогда это – чудо, что в такие непростые времена Братскому театру удалось принять участие в фестивале. 

О своих фестивальных впечатлениях актеры рассказали журналистам на пресс-конференции по итогам сезона.

Виктор Головин, актер:

— Это была большая работа. Спектакли, тренинги, мастер-классы – все в непрерывном режиме. Мы смотрели, учились. Наш театр  уже участвовал в этом фестивале, но очень давно. В 90-е годы Ольга Николаевна Ленец  играла  моноспектакль «Человеческий голос». Так что можно сказать — мы были новичками. Все другие театры-участники приезжают на этот фестиваль чуть ли не каждый год.  Они знают  его формат. Могут себе позволить год работать над фестивальным спектаклем, готовятся специально. У нас другая ситуация. Но фестивали нам очень нужны. Мы развиваемся – развивается театр, и город становится более театральным. Уже сейчас мы видим, что в театр стали больше ходить, особенно молодежь. Я это и без социологических опросов  вижу со сцены. Все, чем мы напитались, мы вложим в работу – для них, для наших зрителей.

Сергиев Посад. «Отправляться в звездное небо из Братска – самое то…»

«Вы думаете, мы в городке, среди

освещенных  лампами  домиков?  Нет,  мы  среди звезд. Вот там кто-то идет по

мосткам.  Остановить его, спросить: где ты? Скажет: в Здесевске. И не знает,

подлец,  что  не  в Здесевске он, а во вселенной. Ведь вот, подумать только:

все  звезды,  сколько  ни  есть,  смотрят на нас, а мы когда-когда глянем на

них?  И  то  так  —  на  полсекунды,  случайно. Ведь это даже невежливо — не

отвечать  на взгляд…»

Из спектакля «Созвездие Пегаса» по рассказам Сигизмунда Кржижановского.

Если фестиваль в Дубне у братской труппы ассоциируется с напряженной работой, то «У Троицы» — это праздник для души. Теплый прием, большой интерес к братчанам, великолепная Троице-Сергиева лавра…  И, главное, – горячий отклик на спектакль «Созвездие Пегаса». Неожиданный.  В самом деле, драматургия непростая. Это инсценировка московского режиссера Валерия Шевченко по произведениям писателя, философа, теоретика театра Сигизмунда Кржижановского – автора, который творил в первой половине двадцатого века и которого стали публиковать только сейчас. Современники – литераторы высоко ценили Кржижановского, сравнивали его с Кафкой, Камю, Борхесом. Но он не увидел ни одной своей изданной  книги. Первая вышла через тридцать девять лет после его смерти. «С сегодняшним днем я не в ладах, но меня любит вечность», – говорил о себе сам писатель. Новеллы Кржижановского – ярчайший образец интеллектуальной прозы, обращенной к вечным загадкам бытия. Спектаклей по Кржижановскому – единицы. И можно смело сказать, что постановка БДТ «Созвездие Пегаса» — редкий эксперимент отечественного театра. Спектакль решен в жанре литературного клуба, актеры читают и играют пять рассказов – полностью, каждое слово автора. Далеко не все зрители готовы воспринимать такой материал. В Братске, бывало, уходили…  Поддержать труппу приехал  в Сергиев Посад режиссер Валерий Шевченко:

— Люблю Братский драматический театр, его актеров, его службы – то, как они точно и профессионально работают. При встрече на фестивале мне показалось, что они устали. Это объяснимо – пройден театральный марафон в Дубне, конец сезона. Я переживал, что эта усталость перенесется на сцену.  А когда смотрел, поймал себя на мысли, что они просто внутренне готовились, копили энергию… Спектакль прошел на одном дыхании, были, конечно, от волнения маленькие неточности, но их покрыло огромное желание рассказать простые истории сложным литературным языком Кржижановского.

Показ шел внепланово, еще до церемонии открытия фестиваля, на окраине Сергиева Посада. Братчане были просто поражены, когда весь 300-местный зал оказался заполненным, и сверх того. В ход пошли приставные стулья. Поражены и тем, как зал чутко откликался, как вслушивался и воспринимал, а в итоге, что называется, искупал в овациях. Более того, на обсуждение  после спектакля пришли не только театралы-специалисты, как это обычно бывает, но и обычные зрители. Разбор вела Нина Шалимова, председатель жюри, доктор искусствоведения, преподаватель Российского университета театрального искусства (ГИТИС):

— Рада знакомству с вашим театром. Могу поздравить организаторов с очень достойным спектаклем, который открыл афишу фестиваля. Взят очень трудный материал. Наверное, отправляться в звездное небо из Братска – самое то… То, что надо для существования в таком легендарном месте. Когда видишь в афише фамилию вроде Кржижановского – думаешь: ой. Сейчас начнется — мы все другие, мы вам покажем. А сегодня получился очень ясный, уважительный разговор со зрителем.  В основе этого спектакля, что меня особенно привлекает,– доверие к зрителю, что он все правильно поймет, откликнется, примет эту историю, которая проходит через все рассказы. Здесь почти нет актерских работ в том смысле, что актер исполняет роль. Здесь каждый актер играет спектакль. Это очень трудно достигается. Это достигается, когда свойственные театру как творческому учреждению противоречия, ревности, соперничества, недовольства находятся внутри нормы, когда они не зашкаливают. И вот эта какая-то высокая норма существования театра отразилась в спектакле, как в линзе. Здесь работают очень честно. Нет синтетики, имитации — это так радует душу. Понимаешь, что театр – не организация, не социальный институт. Это способ жизни. И я подумала: как в Братске правильно живут актеры!

А  братские актеры отмечают – никогда ранее им не доводилось слышать такой полный разбор спектакля, какой сделала Нина Алексеевна: каждую новеллу, по фразам, по способам актерской подачи, с глубочайшим знанием театрального дела и прозы Кржижановского.  Закончила председатель жюри  своим резюме – «живой театр». Интересно, что вот это слово – «живой», — критики  не однажды  произносили  в оценке Братского драматического. Так было в 2008 году, на десятидневных успешных гастролях театра в Красноярске: «Братский театр — непосредственный, живой и экспериментальный». Так писал Сергей Захарян в статье журнала «Страстной бульвар», посвященной работе БДТ: «Живой театр. Душа города». Это же отметила Лора Тирон, высказываясь о спектакле «Провинциальные анекдоты» режиссера Сергея Куцевалова: «Нам неведомо, какими путями актеры идут к результату, как лепят они, будто скульпторы, своих персонажей, но всякий раз, когда видишь на сцене не ходульных героев, а живых, из плоти и крови, заставляющих нас по-настоящему переживать, смеяться, плакать, то есть верить им, то всякий раз невольно испытываешь чувство благодарности к тем, кто заставил поверить, душевно очиститься, рассмеяться».

Всего во II международном театральном фестивале «У Троицы» приняли участие полтора десятка театров из разных регионов России, а также из Франции. Результаты огласили на торжественной церемонии закрытия 20 июня. Четыре спектакля стали победителями основных номинаций фестиваля: Мытищенский театр кукол «Огниво»; Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова; Молодежный театр «Предел» из Скопина  Рязанской области. И Братский драматический театр, с формулировкой — «За художественное воплощение идеи русского космизма». Диплом и приз – бронзовую статуэтку работы скульптора Сергея Снежина, — привезла в Братск директор театра Любовь Кудряшова.

29-й  предъюбилейный сезон уже вошел в историю театра как фестивальный. Кроме всероссийского и международного, был  в нем еще первый межрегиональный фестиваль памяти драматурга Владимира Гуркина  в Черемхово (ноябрь 2014). Тогда актер и режиссер Сергей Терпугов стал победителем в номинации «Лучшая мужская роль».

Фестивальный путь продолжается.  Братский драматический театр получил приглашение принять участие в X Международном  фестивале современной драматургии им. Александра Вампилова, который пройдет в сентябре 2015 года в Иркутске. Туда  поедет «Легкий способ бросить курить». Актеры и режиссер не раз говорили, что этот спектакль – про Братск прежде всего. Что есть в нем некоторые тексты и действия, которые могут быть понятны только братчанам. Но вот после показа в Дубне к труппе подошла зрительница из Москвы:  «А ведь это про нас, про москвичей!». Возможно, иркутяне скажут то же самое применительно к себе. Потому что все настоящее театральное творчество – про жизнь каждого сидящего в зале человека. Про всех нас.

Елена Чайковская,

«Восточно-Сибирская правда», 21.07.2015

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Братский драматический театр