Актеры, режиссеры – всегда на виду. Мы их знаем, мы их любим. И это понятно и правильно. Но каждый спектакль – плод труда большого коллектива. Художники, бутафоры, реквизиторы, осветители, костюмеры, звукооператоры, монтировщики всегда остаются за кулисами, но всегда незримо присутствуют на сцене – своей работой. Многие работают в нашем театре не то что годами – десятилетиями. И расставаться с театром не собираются. Почему?
Галина Сучкова, заведует реквизитом бессменно 30(!!!) лет. Помнит все спектакли во всех деталях. Еще бы! Детали – ее профессия. Собрание реквизита Братского драматического благодаря Галине Валентиновне уже может претендовать на звание музея, причем живого, действующего — его экспонаты работают в спектаклях. Актеры спокойны: если Галина Валентиновна «зарядила» (это театральный термин, иначе – подготовила, обеспечила) реквизит – все будет на месте, все будет в порядке. Не мыслит себя вне театра:
— Реквизитор, как коллекционер, должен обладать интуицией – вот эта вещь может понадобиться. Кто-то мимо пройдет, а я чувствую – надо забрать, попросить. И точно! Я горжусь тем, что многое не надо искать или делать специально, благодаря тому, что когда-то меня интуиция не подвела. Еще реквизитору надо обладать хорошей фотографической памятью – что где должно быть в спектакле. Ответственность тоже очень важна. Эта профессия – по мне, моя родная. Я приросла, привязалась к нашему театру. Кажется, что если уйду – все пропадет. Поэтому я тут. Без театра себя уже не представляю. Если в отпуске – скучаю. Хочу в театр! И считаю – надо любить театр в себе, а не себя в театре.
Наталья Корнева, главный художник театра, в БДТ – уже 16-й год. Пришла выпускницей Омского технологического института, сейчас заканчивает обучение в Ярославском театральном институте. И будет в Братском драматическом дипломированный художник-технолог сцены. Художник-сценограф – полноправный соавтор постановки. Все, что мы видим на сцене в спектакле: декорации, бутафория, реквизит, костюмы, — то есть вся визуальная картинка, — это плод творчества художника-сценографа, художника по костюмам. Наталья Корнева отличается оригинальностью, свежестью взгляда. Спектакли «Простая история», «Искушение», «Алые паруса», «Хозяйка» вошли в золотой фонд театра не только благодаря актерской игре, драматургии, режиссерским решениям, но и уникальной сценографии. Наталья Корнева считает, что обрела себя в нашем театре:
— Меня здесь вырастили, выпестовали, можно сказать, как профессионала. Я прошла все стадии художественного оформления спектаклей – от бутафории, костюмов до сценографии в качестве художника-постановщика. Эта работа требует постоянного развития. Всегда новые задачи. Бывает мучительно. Но это приятное мучение, реализация в театральном искусстве. Вот сейчас вышла на диплом, а сама думаю – еще бы поучиться! Очень люблю наш театр. Родные люди, родные стены. Это супертворческая работа. Мне кажется, такой в Братске больше нет.
Алла Сеина, помощник режиссера. В театре – пятый год. Кто такой помощник режиссера? Это человек, который всегда под рукой у постановщика, который сводит воедино организацию подготовки и показа спектакля. Человек, который всегда в нужном месте в нужное время. Сейчас место Аллы Григорьевны – за кулисами. Ее, кроме сотрудников театра, никто не видит. А было время, когда Аллу Сеину знали все – по крайней мере, все, кто организовывал и проводил масшабные городские праздники. Алла Григорьевна работала главным художником-сценографом ДК «Лесохимик» и оформляла все городские мероприятия. По профессии — режиссер, по призванию – художник. По сути своей – миротворец. Самые замечательные качества, знания и умения для помощника режиссера.
— Мой девиз работы — чтобы все было хорошо, безупречно. Я — связующее звено между актерами, режиссером и персоналом. Я должна быть готова к самым разным непредвиденным ситуациям, и они, бывает, случаются. Ну, например, кто-то на сцене костюм порвал… Я на месте, чтобы ничего не отразилось на ходе спектакля. Мне все здесь нравится – коллектив, здание, моя работа. И директор Любовь Николаевна, которая упорно не дает застояться, двигает нас вперед. Сильный, строгий и добрый человек – это я совершенно искренне говорю. Это правда. Люблю свою работу. Даже свою шестидневную неделю, даже все свои рабочие вечера и праздники…
Александр Баумволь, художник-декоратор. 12 лет в театре, и, говорит, это только начало. Немногословный, сдержанный, скромный. Всегда в краске, всегда в работе. Надежный и добрый, отзывчивый – недаром в театре его ласково называют «Львовичем» или даже «Бонифацием». Многие спектакли выпускал как художник-постановщик. Считает, что работа художника в театре притягательна своей универсальностью и творческой отдачей.
— Здесь надо уметь все, быть и художником, и скульптором, и плотником… Каждый спектакль — профессиональный вызов, экзамен на профпригодность. Нужна полная мобилизация – потому что времени, как правило, на постановку дается немного, такова специфика нестоличного театра. Видишь результат – как твою работу воспринимают зрители, как играется актерам. Это творческий труд, нельзя стоять на месте. Я все время смотрю, как работают коллеги из других театров. Пишу дома… Мне очень комфортно здесь, с хорошими людьми работаю.
Братский драматический театр – совершенно уникальное место в городе. Здесь живет театральное искусство. Здесь возникают искренние эмоции, глубокие мысли. Слезы и смех. Вера, любовь, надежда. В здешней атмосфере – душа города. Мы все — и те, кто работает, и те, кто приходит, — вовлечены в удивительный процесс творчества. И пусть будет так и в новых десятилетиях истории нашего театра.
На фото:
Галина Сучкова; Наталья Корнева; Алла Сеина; Александр Баумволь.