«Спокойной ночи, мама» — зрители обсуждают

Новости

 

27 мая в Братском Драматическом театре состоялся заключительный в этом театральном сезоне клубный показ. На этот раз поклонникам театра была представлена драма «Спокойной ночи, мама!» по пьесе Марши Норман в постановке главного режиссера БДТ Сергея Терпугова.

Предваряя беседу, Сергей Терпугов рассказал, что спектакль задумывался, как эксперимент.

— Мы не планировали выходить с ним на площадку, а создавался он, как тренинг. Но когда администрация театра посмотрела одну из наших репетиций, решила: выходите на зрителя. Дело в том, что это весьма трудный материал: гениальные актрисы, которые согласились играть в этом спектакле – Заслуженная артистка Российской Федерации Ирина Кузнецова и актриса Галина Соболева, рвут струны души себе напрочь.

По словам режиссера, находятся зрители, которые спектакль ругают, есть также те, кто его хвалят. Отчасти это зависит от того, что он ни разу не был сыгран одинаково – каждый спектакль не похож на предыдущий. В том числе финал бывает разный, отнюдь не трагический, как у автора пьесы.

Создатели постановки придумывали, например, что героини отматывают пленку назад, в детство, где только закладываются основы взаимоотношений между матерью и дочерью, и тогда жизнь течет по новой спирали.

— Цель любого человека в жизни, по крайней мере, я в этом убежден, чтобы ему было хорошо. К этому стремятся и героини пьесы: дочь считает, что ей будет хорошо, когда она выйдет из поезда-жизни, в котором ее слишком трясет, и будет, наконец, иметь возможность слушать тишину. Мать – когда у нее будет стабильность, и вовремя поданы ее любимые конфеты. Каждый раз перед этим спектаклем мы много репетируем, разговариваем, что-то придумываем. Актрисы работают, руководствуясь своими сверхзадачами. И если когда-нибудь они почувствуют друг у друга какое-то соприкосновение, если скажут — я согласна, ты меня убедила, пускай так и будет. Но в жизни, наверно, бывают и такие финалы, о каком написано в пьесе.

Сергей Терпугов поделился со зрителями своими чувствами, которые испытывает перед показом: он, как отец, который ожидает рождения ребенка, нервничает, ходит по коридору, переживает – родится или не родится спектакль.

И вот появился на свет девятый по счету спектакль. «Не знаю – нужен ли он городу или нет. Еще раз мы точно сыграем его в Усть-Илимске, так как нас с ним туда пригласили коллеги».

Какой вариант больше нравится играть самим актрисам? «Конечно, когда финал положительный, легче становится на душе, но тогда получается не по правде жизни, что ли. Такой, как сегодня, финал сыграли впервые. В предыдущих спектаклях история заканчивалась иначе».

В своей постановке режиссер использует много символов: все тленные предметы лишены цвета, только вещи, которые важны, имеют цвет, фактуру, рождают образ. К слову о символах: к спектаклю подготовлена новая декорация, где все действие происходит внутри огромного плафона, в котором томятся два мотылька, то сближаясь, то отдаляясь друг от друга. Они, мотыльки, сливаясь в единое целое, приобретают общие крылья-рукава, дающие надежду, поддержку, радость жизни.

В конце беседы Сергей Терпугов отметил, что состоявшийся клубный показ стал лучшим на его памяти, поскольку вызвал живой интерес зрителей. В какой-то момент активная полемика переросла в обоюдные переживания по поводу личного опыта общения с близкими людьми. Очевидцы происшедшего на сцене делились мнениями, высказывали предложения, задавали многочисленные вопросы. Искреннее желание зрителей пообщаться с создателями спектакля задержало их надолго после просмотра. Они тепло поблагодарили режиссера и актрис за состоявшееся обсуждение и покинули театр, унося с собой не только переживания от увиденного, но и делясь друг с другом новыми открытиями.

Ольга Леонтьева

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Братский драматический театр