Клубный показ дает возможность после спектакля встретится с актерами, обсудить увиденное, задать вопросы. «Прекрасное Далёко» — новая постановка Братского драматического, осуществленная по проекту «Культура малой Родины» режиссером Олегом Хаповым из Челябинска. Рассказывает завлит театра Елена Чайковская:
— Появление каждого спектакля в нашем репертуаре – отдельная история. Чаще всего пьесы предлагают сами режиссеры. С «Прекрасным Далёко» получилось иначе. Сначала мы нашли режиссера, много работающего с современной драматургией, а потом стали искать пьесу. Старались предугадать, что, с одной стороны, примет зритель, а с другой – что будет для нашего театра шагом вперед. Искали пьесу непростую, обладающую многими смыслами, дающую возможность для реализации оригинальных постановочных решений, для работы души и ума зрителей и при этом все-таки не депрессивную, жизнеутверждающую. Так мы вышли на «Прекрасное Далёко» Данилы Привалова. Эта пьеса, написанная молодым драматургом в 2006 году, широко прошла по сценам страны, идет сейчас, и продолжает быть востребованной. Олег Хапов наш выбор поддержал. Работа над постановкой шла во время пандемии, ограничений. И вот – спектакль вышел на сцену. Мы получаем первые отклики и замечаем, что после аплодисментов зрители выходят из зала в глубокой задумчивости, а кое-кто – в слезах. Делиться впечатлениями сразу не готовы.
Принявшая участие в обсуждении психолог Галина Маркова считает, что такая реакция на спектакль – ожидаема:
— Это хороший эффект. После спектакля хочется подумать, поговорить, сложить обрывки нашей внутренней пунктирной речи в фразы. В спектакле много метафор, аллегорий, нет прямых подсказок, что активизирует готовность человека размышлять. И за это спасибо.
Роман Калиниченко, актер:
— Нашим героям тоже приходится выполнять большую внутреннюю работу. Как актеры мы свою задачу знаем, чего не скажешь о персонажах. Они живут, если можно так сказать, в мире, который сами себе объяснили, но не факт, что это объяснение – истина. Пожалуй, они могут определенно транслировать нам главное – живите здесь и сейчас.
Константин Калашников, актер:
— Но и как актеры мы еще нарабатываем спектакль. Хотя мы с режиссером тщательно обдумали каждую фразу, каждую мизансцену, но все равно, я, например, еще приближаюсь к своему герою.
Ольга Малюкова, журналист:
— Это ощущается в зале, мы, зрители, тоже подключаемся к поиску. Это живой материал, который, наверное, будет видоизменяться со временем. Я думаю сейчас о том, что обязательно нужно привести на этот спектакль класс, в котором учится мой сын. 16-17 – летним стоит это увидеть, обязательно. Впрочем, как и взрослым.
Пьеса – о жизни после жизни. По сути, это главный вопрос человечества и всех религий – что будет с нами там, за пределом? Спектакль посмотрел и на обсуждение пришел священник отец Андрей (Чесноков):
— Это – художественное произведение, притча, и было бы, наверное, неправильно оценивать его с канонических позиций. Это игра. И попытка переосмыслить понятия, которые вошли в культурный код человека. Что, думаю, не самый страшный грех современного искусства. Хуже, когда символ дается сам по себе, когда за ним ничего нет, пустота. Понятно, что мы видим другую реальность. И то, что персонажи ощущают себя в несвободе, вполне соотносится с христианским взглядом на мир. Человек только в сплаве души и тела обладает свободой. В церковных песнопениях это есть. У драматурга Данилы Привалова был, как теперь говорят, мощный бэкграунд. Он много чего переработал. Спектакль , можно сказать – это пирог, в котором не один слой и разные начинки.
Алла Тирских, журналист:
— Хорошо там, где нас нет. Человеческая душа мечется и ищет потерянное. Очень интересный ход с появлением в одном пространстве убийцы и жертвы. А вообще я очень хорошо себе представляю этот спектакль на старой сцене в Падуне, где начинался Братский драматический. За 35 лет театр прошел большой путь, я поздравляю вас с юбилеем. Пусть здесь всегда будет так же интересно, как сегодня!
Олег Хапов – не только режиссер, но и театральный педагог. Он много работал с актерами, скрупулезно выстраивал психологическую линию каждого героя, и говорил:
— Для меня эта история – о восприятии жизни как высшего Дара, который мы не ценим. Главная мысль, послание наше зрителю – цените жизнь в каждом моменте, наслаждайтесь ею.
Возможно и даже неизбежно, что кто-то, посмотрев спектакль, не будет согласен с высказанным участниками обсуждения и увидит свое. В том и ценность этой работы. Но трудно будет поспорить с тем, что «Прекрасное Далёко» — явление для Братска. Которое ждет вашего, конкретно вашего отклика.