Государственный Театр Наций под управлением народного артиста РФ Евгения Миронова при содействии Министерства культуры ежегодно проводит театральный фестиваль и организует творческие лаборатории по всей стране. В этом году местом встречи режиссеров, педагогов и театральных трупп был выбран Иркутск. Для участия в лаборатории были приглашены профессиональные театры из Братска, Черемхово, Усть-Илимска, Иркутска.
Что такое лаборатория? Это интенсивные занятия в области актерского мастерства и постановка эскиза спектакля. За пять дней труппа театра вместе с режиссером, которого определяет организатор, делают постановку по заранее выбранной театром пьесе современного драматурга. Братский драматический выбрал для постановки пьесу Василия Сигарева по повести А. С. Пушкина «Метель». Режиссером стала Алессандра Джунтини, получившая образование в родной Италии, а затем — в Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. Базой для лаборатории стал Иркутский академический драматический театр им. Н. П. Охлопкова. Все театры – участники работали на разных сценах Иркутской драмы– основной, камерной, учебной. А Братский театр выбрал самую экстремальную локацию – подвал. И не прогадал. Ниши в стенах стали естественной декорацией, а низкий потолок обеспечил хорошую акустику. Но главное – за пять дней режиссер и актеры стали одной командой. Спектакль получился фееричным, необычным, стремительным, очень интересным в режиссерской трактовке, актуальным, глубоким в содержании и ярким- по актерским работам. Обсуждение сразу после спектакля было бурным и единодушно комплиментарным.
Анатолий Стрельцов, директор Иркутского академического драматического театра им. Н .П. Охлопкова:
— Большое спасибо. Я увидел Его Величество Театр. Я Братский драматический давно знаю, вижу, как вы развиваетесь. Ребята «живые». Спасибо, что откликнулись, приехали на лабораторию. В вашем спектакле много театра, а это самое ценное.
Александр Булдаков, заслуженный артист России:
-Я думаю, что этот спектакль может стать украшением репертуара Братского драматического театра. Не сомневаюсь, что все, кто его видел, проголосуют за это. Для меня очевидно, что состоялось совпадение театра формы, театра определенной эстетики с театром психологическим, с театром проживания. Я был в постоянном внимании, мне было интересно следить за актерским внутренним процессом, он меня захватывал. Это удача.
Лора Тирон, театральный критик:
— Я в восторге от того, как актеры обжили, обыграли это пространство. Совершенно замечательный финал, это – театр психологического проживания. Все работает на это – костюмы, маски. Спасибо режиссеру и актерам.
Жанна Зарецкая, театральный критик:
— Здесь схвачена правильная театральная эмоция. Режиссер здорово поработал с актерами. И эти костюмы, и этот грим – все работает на идею. Фрагмент про войну – очень мощно, сейчас особенно. Точные образы. Поздравляю.
Олег Лоевский, арт-директор лаборатории, театральный критик:
— Пушкин писал «Повести Белкина» как пародии на известные русские и французские сюжеты, мелодрамы. Вы продемонстрировали серьезное прочтение, но средствами маскарада, красочного представления, комедии дель арте. И это было уместно. Вы задали условия, и зритель их принял. Здесь все устроено театрально, игрово и вместе с тем не в шутку. Замечательные монологи о войне сегодня особенно понятны. Финал обоснован, логичен. Мы понимаем, что по-другому и быть не может. Цельная работа.
Интересно, что театральные педагоги отметили качество работы актеров Братского драматического, в частности, их речь, в которой чувствуется профессиональная подготовка и постоянный тренинг. По условиям лаборатории итоги не подводились, но, безусловно, спектакль театра из Братска стал ярким событием, украшением этих творческих дней.
Алессандра Джунтини, режиссер:
— Очень хорошая труппа. Дружные, способные. У всех очень серьезные данные, работать было приятно. Для меня это – одна из немногих работ, когда все поставленные цели мы достигли. Все сложилось, я рада.
Любовь Кудряшова, директор Братского драматического театра:
— Театр впервые участвовал в лаборатории. Это потрясающе – за такой короткий срок создать цельное произведение. Мы получили колоссальный опыт. Все получилось – мы попали в цель с выбором материала, нам повезло с режиссером, нам все помогали – спасибо большое команде Иркутского академического драматического театра. Актеры приедут домой, заряженные вдохновением, успехом, сделанными новыми шагами в профессии. 30 сентября – открытие сезона. Мы начинаем его на высокой ноте.
Появление спектакля в репертуаре – долгий и сложный процесс, зависящий от многих составляющих – графика работы театра, режиссера, сценографа, а также финансового обеспечения. Очень возможно, что эскиз станет полноправным спектаклем репертуара Братского драматического театра, и зрители города смогут оценить и произведение Пушкина, и трактовку Сигарева, и постановку Джунтини. Театр настроен на продолжение этой красивой истории.