Спектакль по Вампилову вновь появится в репертуаре нашего театра. Последние двадцать лет театр живет с произведениями Александра Валентиновича. Сначала в 2001 году появился «Старший сын», который поставил Сергей Болдырев. Десять лет шел этот спектакль. Затем, в 2012 –м – «Провинциальные анекдоты» в постановке Сергея Куцевалова. И, в 2016-м – «Исповедь начинающего», сборник лирических историй, собранных и поставленных Сергеем Терпуговым по ранним рассказам Вампилова. Сейчас традицию режиссеров – Сергеев прерывает Виталий Дьяченко, выпускник СПбГАТИ и режиссер-постановщик Приморского краевого Театра молодежи. Но традиция вдумчивого, бережного , восхищенного подхода к творчеству Александра Вампилова будет продолжена.
— Вампилов всегда был в моем режиссерском портфеле, — говорит Виталий Дьяченко. – И только здесь, в Братском драматическом, мне удалось работать с этим материалом. В чем феномен Вампилова? В его творчестве – невероятно живые человеческие взаимоотношения. И как драматург он – мирового уровня. Его пьесы совершенно лишены примет времени. Героев можно перенести сюда, к нам, оставить в шестидесятых, — сути это не изменит, потому что Вампилов занимается человеком, ощущает нерв жизни. Он – мегаавтор, и потому его произведенния – те, которые он успел написать за свою короткую жизнь, — не сходят со сцены.
В спектакле заняты актеры Владимир Крумельницкий, Павел Жилин, Роман Калиниченко, Игорь Бутин, Валентина Фитиль, Галина Соболева, Алексей Павлов. Все отмечают детальный, глубокий анализ материала.
— У меня сложная роль. Я играю циника изначально, в котором просыпается душа. Мне нужно вместе с героем пройти этот путь, — делится актер Павел Жилин. — Этот спектакль – возможность поговорить о самом главном: о любви, о сострадании, о том, что все люди – братья.
— Моя героиня созвучна и близка мне. Работать сложно, но прекрасно, потому что мы разбираемся в причинах действий очень подробно, я люблю такой подход. Считаю, что всем, кто придет на спектакль, отзовется эта история. Такие отношения – на века, — убеждена актриса Валентина Фитиль.
В 2022 году, в августе, Александру Валентиновичу исполнилось бы 85 лет. И с момента гибели прошло ровно 50. Но для выбора пьесы для постановки не это было определяющим. Просто – пришло время поговорить о добре, о прощении, настоящем, а не номинальном родстве. Время поговорить по душам. «Это не кино», — говорит режиссер Виталий Дьяченко. Имея в виду, что спектакль не будет репликой всем известного фильма 1976 года режиссера Виталия Мельникова с Евгением Леоновым, Николаем Караченцовым, Михаилом Боярским, Светланой Крючковой. Это шедевр, безусловно. Но драматургия тем и замечательна, что в ней нет ничего высеченного на камне раз и навсегда. Приходит режиссер, подключается художник, вливаются актеры, — и зритель открывает для себя новые смыслы, получает совершенно неожиданные эмоции. Тем более что мы сейчас живем в особенное время. План постановки определял работу в два этапа – весенний и осенний. За этот период произошли известные события, идут тектонические сдвиги в самосознании людей. Это, конечно же, не может не сказаться на спектакле. Что получится – узнаем на премьере 29 октября.