Дневник фестиваля. День четвертый: Улан-Удэ и Омск, Нимбуев и Бюхнер

Новости

Воскресный фестивальный день открыл спектакль, который особенно ждали почитатели поэзии и те, кто знал, что это такое – Молодежный художественный театр г. Улан-Удэ. Таким образом, предвкушали нечто особенное, ждали события и даже потрясения.  И оно произошло.  Но не только. Случилось открытие для всех нас поэта, философа мирового уровня. Каждый в зале услышал потрясающие стихи, а благодаря постановке – режиссуре, актерской подаче, авторской живой музыке, свету, — впитал в себя, принял и стал другим – богаче на мысли, чувства, понимание главного, ценного, красивого. Все чувствовали это – и зрители, и участники фестиваля. На обсуждении  спектакля «Намжил Нимбуев. Стихи» в постановке Артема Баскакова дали волю эмоциям:

— Вы вместе с Намжилом Нимбуевым убедили меня в том, что жизнь человеческая не бесследна. Спасибо за потрясающий опыт.

— Все впечатлены. Здесь все соединилось в гармонии. Очень профессиональная работа, мы увидели авторский театр. Для меня – идеальный.

— Какая глубина в этой поэзии! Вы сделали ее доступной для нас красиво, бережно, стремительно. Часть поэта существовала в вас, это было прекрасно.

— Намжил Нимбуев мой любимый поэт со студенчества. Тогда среди нас ходили листочки с его стихами. Потом я прочитал сборник «Стреноженные молнии». Такая сила в них, боль и радость жизни, космос. Я знаком со спектаклями МХТ. И рад, что в Молодежке дух не угасает.

— Я к стихам осторожно отношусь. Но меня захватило. Я смотрел ваш спектакль и понимал, что могу смотреть его бесконечно. При скупости средств вы достигаете максимального эффекта. Невероятная эстетика. И мощное владение словом.

Фестивальные показы всегда сопровождаются бурными аплодисментами. А здесь были еще и слезы. Зрители плакали, это были слезы очищения, радости от того, что с душой произошло Чудо. Вот так работает настоящий театр.

Если МХТ на фестивале впервые, то со «Студией Любови Ермолаевой» братские зрители уже знакомы – четвертый раз этот омский театр приезжает на фестиваль. Сначала «Разговор, которого не было», затем «Чик. Гудбай, Берлин», два года назад – музыкальный спектакль «Без него». Поэтому знали, что омичи очень разноплановые, непредсказуемые. Что они сделают с «Войцеком» —  хрестоматийным материалом, который «проходят» в театральных вузах? Это неоконченная пьеса немецкого драматурга XIX века Георга Бюхнера. И в ее основе – реальная история лейпцигского цирюльника по имени Войцек. За измену он убил свою жену и был приговорен к смертной казни. Этот сюжет был воплощен неоднократно и в театре, и в кино. Что это будет – психологическое исследование маленького человека, история антигероя, бытовая трагедия, криминальная драма? И фокус этой постановки, видимо в том, что споры об увиденном продолжились и после показа, и на обсуждении. На вопросы к спектаклю «Войцек» отвечал режиссер Виталий Романов.

— Я все время думал – как бы я это сделал? Был бы у меня психологический театр? Мы между собой еще долго говорили про мотивы действий героев. Почему они поступили так, а не иначе? Вы нас увлекли, чтобы мы об этом рассуждали.

— Я понял финал так: теперь мы можем быть счастливы, но уже не в этой жизни.

— Герой идет на компромиссы постоянно. Но тогда, когда компромисс – единственный выход, он выбирает совершенно иной путь. Получается трагедия.

— Понятны режиссерские оценки – кто есть, кто. Я понимаю поступки героя логикой, но он сочу4вствия не вызывает. У меня ощущение ребуса.

— Я вижу, как много сил вложено актерами. И болевая зона в материале есть. Но как сделать так, чтобы и зрителю было больно? Для чего был выбрана эта пьеса?

Виталий Романов, режиссер: Меня волновала тема маленького человека. Что может привести его к ненависти? Войцек беспомощен перед обстоятельствами, он страдает от отсутствия сочувствия. Как люди ведут себя в обществе, под привычными масками. И что происходит, когда они их снимают. А финал… здесь мы пофантазировали – как могло бы быть, если бы не случилось трагедии.

Может быть, и зрители, одарив щедрыми аплодисментами омский театр, так же обсуждали спектакль уже дома, спорили, делились впечатлениями. Театр – он и для этого тоже. «Войцек» завершил фестивальную программу. Пора прощаться.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Братский драматический театр