Эхо фестиваля. Братский драматический театр вернулся из Уфы, где проходил XXI фестиваль театров малых городов России

Новости

О том, как это было, рассказывает главный режиссер Братского драматического Андрей Воробьев:

— Нет повода множить сущности без необходимости. Когда человек точно, справедливо характеризует суть происходящего, порой хочется присвоить его мысль, выдать за свою. Но я укажу источник. Адольф Яковлевич Шапиро, режиссер, педагог, председатель жюри фестиваля,  на церемонии закрытия сказал примерно следующее: «Знаете, в России есть поговорка – приехать в гости, на других посмотреть и себя показать. Так вот, на большинстве театральных фестивалей у нас только одна часть поговорки соблюдается – «себя показать». Приехали, разобрали чемоданы, сыграли спектакль, собрали чемоданы, уехали.  А что другие? Да и дела нет. Прелесть нашего фестиваля в том, что не только себя показали, но и увидели коллег – кто чем живет, кто чем дышит. Как она вообще живет, театральная Россия».

И это высказывание прямо в десятку бьет. Как и еще одно – Миронова Евгения Витальевича, народного артиста РФ, художественного руководителя Государственного Театра Наций – напротив, на открытии фестиваля: «Этот фестиваль, в первую очередь, — профессиональный. Театры обмениваются опытом. Коллеги из разных городов знакомятся, налаживаются связи. Поэтому, к сожалению, купить билет на спектакли невозможно. Зрители – это участники, которым выпало именно сегодня не играть…».

На самом деле, мысль, которую я хочу донести, приводя эти две цитаты – очевидна: Братскому драматическому театру полагался диплом, если бы такой существовал, —  о курсах повышения театральной квалификации. Мы были полноправными участниками, единственными,  кто представил  Иркутскую область на масштабном  всероссийском театральном форуме. Мы открыты новому, готовы учиться, делиться тем, что узнали сами, намерены через тернии к звездам пройти. Это особенно важно, учитывая то обстоятельство, что географически мы находимся в некотором отдалении от основных, оживленных театральных магистралей. Что ж? Цели ясны, задачи определены – будем прокладывать современную скоростную магистраль к нашему городу, к нашему театру. Хочется ежегодно становится участниками этого прекрасного фестиваля, чтобы получать новые стимулы в развитии.

Одно из важнейших качеств актера, да и вообще работников театра, — обучаемость, умение слышать и воспринимать новое. Программа фестиваля была насыщена не только спектаклями, но и мастер-классами – пластика, речь, искусство комедии. Артистам  Братского драматического театра представилась уникальная возможность встретиться, поработать, поучиться у ведущих специалистов современной театральной России. Несомненно, после такой «инъекции» мастерства в следующий сезон мы придем на подъеме.. Впрочем, мастер-классы были не только актерские – для руководства театров организовали целую программу: цифровой контент в театре, цифровая трансформация, особенности психологического состояния работников театра (что немаловажно в наше непростое время), современный театральный текст, отношение к классическому театральному тексту. В общем и целом очевидным становится одно: живой театр – это театр,  способный меняться, впитывать в себя тенденции.

И сколько же замечательных спектаклей мы посмотрели за время фестиваля! Не все упомяну, не потому что берусь судить – какие спектакли лучше, какие хуже,-  а потому что личностные впечатления от некоторых работ заполнили все душевное пространство. Первым колоссальным впечатлением был спектакль новосибирского театра «Красный факел» – «Мертвые души» по поэме Н.В Гоголя в режиссуре Андрея Прикотенко. Мы увидели не просто спектакль по Гоголю – мы увидели Вселенную Гоголя. Актеры существуют в сдержанно-утрированной гротесковой манере, каждое движение – отточено, каждое слово – внятно, какое-то просто невероятное количество режиссерских находок. Представляете, около двадцати человек на сцене, а все существуют, как единый организм, никто не выбивается, не перетягивает одеяло на себя. Когда смотрел этот спектакль, удостоверился вполне – вот он театр, каким и я его вижу, к какому хочу стремиться. Какому я хочу научиться. Просмотр спектакля может быть тоже уроком, упражнением в прекрасном.

Также всех нас поразила «Калечина – Малечина» ТЮЗа из города Нягань по роману Евгении Некрасовой в постановке  Сойжин Жамбаловой. История не только о «невыросшей девочке, которую за человека не очень-то и считают», но еще и о всех нас. Видел наших ребят, которые и в антракте, и после спектакля из зала выходили, которые и меня видели – у всех, что называется, глаза на мокром месте. Удивительный спектакль получился у Нягани: вот смотришь его, и совсем не думаешь о том, как он сделан с профессиональной точки зрения, ты просто настолько в происходящее на сцене «проваливаешься», что как бы мира вне театральной сцены попросту не существует на определенное время. Спектакль по праву получил гран-при фестиваля.

И вот еще какая мысль. Няганский театр юного зрителя  – частый участник множества театральных фестивалей. Театр с множеством сильных необычных  спектаклей, с большой труппой  замечательных актеров.  А в городе, между тем, я загуглил, —  только 60 тыс. населения. Не знаю, как вам, а мне этот факт кажется удивительным и прекрасным одновременно!

«Платон» из Новокузнецка также стал значительным событием.  Он поставлен режиссером  Максимом Соколовым по пьесе современного драматурга А. Житковского. Максим Соколов известен своим неординарным подходом к тексту, к театральному пространству, к решению материала. Так и здесь – мы увидели необычный способ существования: актеры «прибиты» к земле своей обувью, котурнами, и могут лишь иногда «прогибаться под ударами судьбы», отклоняясь в разные стороны. Важное значение имеет текст – артисты прекрасно работают с ним, действуют, доносят смысл. Стилистически выдержанная работа. И, простите за банальность, актуальная.

Можно много и долго рассказывать и о других участниках фестиваля – поверьте, абсолютно у каждого спектакля, у каждого театра можно было чему-то научиться, что-то для себя подсмотреть, что-то отметить: у Глазова – бойкость, живость, юмор, у Прокопьевска – фантазию большую, у Альметьевска – масштабность, и так далее, и так далее, и так далее.

Резюмирую. Думаю, что для каждого из участников фестиваля, для всех ребят из нашей команды фестиваль театров малых городов, прошедший в Уфе, — это большое потрясение внутреннее. Прежними мы не будем уже совершенно точно, теперь есть мы и опыт, который мы получили. Дай бог, он пойдет во благо.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Братский драматический театр