ВЕЧНАЯ КЛАССИКА: ОХОТА НА «ОВЕЦ»…

Пресса

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «МАСТЕРСКАЯ ПЕТРА ФОМЕНКО» ПОКАЗАЛ БРАТЧАНАМ КОМЕДИЙНЫЙ СПЕКТАКЛЬ «ВОЛКИ И ОВЦЫ» ПО ПЬЕСЕ АЛЕКСАНДРА ОСТРОВСКОГО. ОРГАНИЗАТОР ТЕАТРАЛЬНОГО ПРАЗДНИКА — ЭНЕРГО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ХОЛДИНГ Эн+​

26 и 27 июня, по приглашению энерго-металлургического холдинга Эн+, в Братск прибыли артисты московского театра «Мастерская Петра Фоменко». Это первые гастроли театра с мировым именем в нашем городе. В Братском драматическом театре два дня подряд артисты показывали классику театрального искусства – знаменитый комедийный спектакль в пяти действиях по пьесе Александра Островского «Волки и овцы». Почему знаменитый. Потому что, история его началась в дореволюционной России — 8 декабря 1875 года в Александринском театре. Пьеса была написана в том же году, и опубликована в одном из самых популярных русских журналов того времени «Отечественные записки». С тех пор «Волки и овцы», прошедшие через огромное количество постановок и в советской и в современной России, имеют ошеломительный успех, и конца и края ему всё ещё не видно. Сам же Александр Островский обеспечил себе театральную славу на полтора века вперёд, и скорее всего, эта слава великого драматурга будет бежать впереди него ещё не одно столетие. И всё потому, что человеческие пороки по своей сути неизменны.​

ЖИЗНЕННАЯ ИСТОРИЯ

Чтобы понять, о каких пороках идёт речь, достаточно прочитать краткую аннотацию к спектаклю: «Действие комедии происходит в небольшом губернском русском городе в 1870-е годы. Молодая, красивая и богатая вдова Евлампия Купавина мечтает о счастье и любви. Она и не подозревает, какие страсти кипят вокруг неё. Многим не даёт покоя её богатство, огромные лесные угодья, красивейшее имение. Властная и честолюбивая помещица-соседка Мурзавецкая пытается завладеть собственностью Купавиной. Путём обмана, подлога фальшивых векселей Мурзавецкая собирается женить на ней своего беспутного племянника. Но появляется более хитрый, более расчётливый и умный человек, которому давно приглянулись и хорошенькая вдовушка, и её капиталы, — хищный Беркутов из Петербурга. Он вступает в решительный поединок с хитрецами и мошенниками — Мурзавецкой и её подобострастным окружением — и побеждает».

Стоит отметить, что в основе пьесы Островского – реальная нашумевшая история из российской действительности. Прототипом Меропии Давыдовны Мурзавецкой была начальница Московской епархиальной Владычне-Покровской общины сестёр милосердия и Серпуховского монастыря игуменья Митрофания (в миру баронесса П. Г. Розен, дочь Г. В. Розена), которая была фигурантом дела по обвинению в подлогах, мошенничестве, присвоении и растрате чужого имущества. Слушания по делу проходили в октябре 1874 года в Московском окружном суде.

ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ

В первый день театрального фестиваля в Братском драмтеатре прошла пресс-конференция для журналистов местных СМИ, после которой у них была возможность посмотреть и трёхчасовой спектакль. Многие отмечали, что три часа пролетели незаметно, а игру актёров зрители называли: «на одном дыхании».

Директор БДТ Любовь Кудряшова отметила, что для братского театра гастроли «Мастерской Петра Фоменко» со спектаклем в постановке Фоменко и режиссуре Ма Чжен Хун «Волки и овцы» — это главное событие в культурной жизни Братска, завершающее 38-й городской театральный сезон. Сразу же после пресс-конференции в БДТ состоялась третья в этом году встреча участников общественного клуба ПРО Братск. Её провела театровед, руководитель пресс-службы «Мастерской Петра Фоменко» Анастасия Сергеева. Она прочитала лекцию «Не стареют ни волки, ни овцы» и рассказала о том, как создавался знаменитый спектакль, и как эту постановку встречали в разных странах. ​ ​

Своими впечатлениями после просмотра спектакля в социальных сетях поделился управляющий директор БрАЗа, депутат Законодательного собрания Иркутской области Евгений Зенкин:

«Замечательный спектакль «Волки и Овцы» по пьесе Островского «Мастерской Петра Фоменко» удалось посмотреть сегодня в Братском драматическом театре. Вся пьеса прошла на одном дыхании. Интересно и проникновенно. Актёрская игра на высоте. Первое, на что я обратил внимание — это речевое мастерство актеров. Как красиво, четко они говорят! Ничуть не изменяя Островскому, режиссёр постановки раздвинул рамки пространства так виртуозно, что спектакль зазвучал современно и актуально. При этом приметы времени остались нетронутыми — костюмы, пластика, язык: все соответствовало той эпохе. Пьесе Александра Островского почти 150 лет. Она впервые была опубликована в 1875 году, а тема актуальна до сих пор».

Известный братский поэт, журналист и литературный редактор Владимир Монахов:

«Сходил в Братске на спектакль театра «Мастерская Петра Фоменко». Подарили на день рождения билет и я, как ответственный человек, сопроводил дарителя. Смотрели «Волки и овцы» А. Островского. Хотя автор определял жанр, как комедия, но современные исполнители театрализованную комедийность, на мой взгляд, доводили местами до ложного гротеска и абсурда. Но братская публика (преимущественно дамы) тепло принимали столичных артистов, обдаривая и смехом, и аплодисментами. Местные телеканалы активно освещали гастроли москвичей. В целом не пожалел, что побывал на спектакле, но внутренне остался верен классической постановке Малого театра 1973 года, которую пересмотрел на днях».

ФАКТУРНЫЕ РОЛИ

Кроме профессионального актёрского мастерства, местные театралы отмечали хорошие исторически достоверные декорации и некоторые оригинальные решения, например, с гамаком, который прибавлял спектаклю динамики, а заодно и показывал акробатические таланты артиста с большим творческим опытом Алексея Колубкова в роли почётного мирового судьи Михаила Борисовича Лыняева, на которого имела виды меркантильная Глафира Алексеевна — бедная девица, родственница Мурзавецкой. Её сыграла гибкая и худенькая актриса Мария Андреева, которая отвечала на вопросы местных журналистов на пресс-конференции. Она рассказала, что работает в «Мастерской Петра Фоменко» уже семнадцать лет, а роль Глафиры ей передала народная артистка России Галина Тюнина. ​

— Роль в этом легендарном спектакле «Волки и овцы», которому исполнилось уже 32 года, Галина Тюнина передала мне в прошлом году, — рассказала Мария Андреева. – И до сих пор для меня не было такой роли, которая была бы мне так близка и дорога. Это ужас восторга и огромная ответственность. И то, что этот спектакль разбирают на режиссёрском факультете ГИТИСа, говорит о многом. ​ ​

Мария Андреева рассказала, что когда она была ещё «маленькой», Пётр Наумович Фоменко предлагал ей роль Купавиной. Но как это возможно, думала Мария, ведь Купавина такая красивая. И вот, спустя десять лет, она всё же занята в этом спектакле, о котором можно было только мечтать — Галина Тюнина предложила ей Глафиру.

Что же касается простодушной и наивной вдовушки Евлампии Купавиной, то её в спектакле играет не менее интересная и талантливая актриса – Екатерина Смирнова.

— Самое главное, что мне эту роль тоже передавала Галина Тюнина, гениальная актриса, — говорит Екатерина. — Если бы вы только видели, как она преподносила Мурзавецкую. Галина Борисовна — универсальная актриса. Она виртуозно исполняет и мужские и женские роли. И она нам передала эту школу. Спектакль «Волки и овцы» — это, действительно, бриллиант, в котором нам ещё расти и совершенствоваться.

В эти гастрольные дни артисты «Мастерской Петра Фоменко», конечно же, побывали на Братской ГЭС, и Екатерина рассказала журналистам, насколько сильное впечатление, и не только визуальное, они получили от увиденного.

— Этот край, действительно, невероятно энергетичен, — сказала она. – Здесь ты понимаешь, что это такое — энергетическое сердце страны, когда тебе показывают на карте Ангару с Енисеем, из которых качается такая энергия и такая сила, которая распространяется во все концы нашей страны, и ты понимаешь, насколько это важно, и преклоняешься в уважении перед людьми. Понимаешь, какую силу может представлять человечество, если оно строит такие гигантские гидроэлектростанции. Люди, которые возводили Братскую ГЭС – это герои.

МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ «МАСТЕРСКОЙ ПЕТРА ФОМЕНКО»

Обе актрисы, Мария Андреева и Екатерина Смирнова, занятые в именитом спектакле, в котором когда-то играла сама Элина Быстрицкая, и многие другие знаменитые советские актёры, сегодня известны российскому зрителю по сериалам. Вот их краткие творческие биографии.​ ​ ​

Мария Андреева в 2007 году окончила театральное училище имени Щепкина (курс Ольги Соломиной, Юрия Соломина) и была принята в труппу Малого театра, где проработала до 2010 года. В театре «Мастерская Петра Фоменко» работает с 2007 года. Снималась в главных ролях в фильмах «Ностальгия по будущему», «Духless», «Духless 2», «Книга мастеров» и телесериалах «Палач», «Паук», «Чёрная кошка» и «Шакал». Известна по роли Софии Палеолог в телесериале «София».

Екатерина Смирнова также получила широкую известность после появления на экранах. Как говорится в специальных интернет-источниках, дебютной ролью в кино для актрисы стал образ Любочки в многосерийной мелодраме «Взрослая жизнь девчонки Полины Субботиной» (2008 год). В 2011 году она сыграла в полнометражных картинах, в том числе, «Поцелуй сквозь стену» и «2 дня». В 2013 году она стала известной после популярного сериала о жизни хоккеистов «Молодёжка». Еще одна её работа — роль в мелодраме «Хозяйка большого города». А в 2015 году Екатерина Смирнова участвовала в фильме «Райские кущи», созданном по «Утиной охоте» Александра Вампилова.

Так что обе ведущие актрисы спектакля «Волки и овцы» — довольно известные персоны российского современного кинематографа. Самый молодой из троих присутствовавших на пресс-конференции актёров был Александр Моровов, сыгравший племянника-бездельника Аполлона Мурзавецкого. Александр был, конечно, на пресс-конференции немногословен, но зато как блистал в этот раз на сцене Братского драматического театра. С ролью ему тоже «повезло»: он сыграл «мерзавецкого» и легкомысленного забулдыгу и пропойцу Аполлона. Но дело в том, что в постановке нет ни одного положительного героя – все хитрецы, мерзавцы и мошенники. ​

— Самое главное для меня было соприкоснуться с методами работы Петра Фоменко, прочувствовать их, насколько это возможно, — сказал Александр. — Реконструкцией спектакля занималась Галина Тюнина. Пётр Фоменко не передавал мне этой роли, но вот одно рукопожатие, и я дотянулся до Петра Наумовича. С первых репетиций я понял, что я здесь всех люблю. И с каждым спектаклем это вызывало у меня всё больший восторг.

 

ТЕРРИТОРИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ EN+

Культуру высокого профессионального уровня компания Эн+ «привозит» в Братск уже не в первый раз. И если раньше организаторы таких больших мероприятий говорили о развитии своих социальных проектов в «городах присутствия», то теперь на смену этому термину пришли «города ответственности». И это правильно.​ ​

Руководитель департамента по связям с общественностью Эн+ в Иркутской области Ольга Берсенёва во время пресс-конференции рассказала о том, что одно из направлений социальной политики энергохолдинга — проводить на «территории ответственности» большие культурные мероприятия, в том числе, театральные фестивали. ​

 

— На протяжении многих лет энергохолдинг сотрудничает с одной из самых выдающихся премий «Золотая маска», — рассказала Ольга. – Мы организуем гастроли лучших московских театров, и сегодняшние гастроли — тому подтверждение. Проводим фотовыставки, и привозим в наши города фотохудожников. В апреле в Братске прошла фотовыставка «Далай/Море». На ней были представлены 50 снимков фотографов из Бурятии. Сегодняшние гастроли московского театра «Мастерская Петра Фоменко» открывают масштабную программу фестиваля «Энергия+», который возвращается в Иркутскую область спустя два года. Братск в этом году стал именно тем, первым городом, с которого начинается старт масштабной культурной программы энергокомпании. 12-14 июля программа будет продолжена в Иркутске.

В эти два июльских дня у иркутян будет возможность пообщаться с Гошей Куценко, Алексеем Чадовым, Викторией Исаковой, писателями Робертом Гараевым и Павлом Басинским, режиссером Артемием Драгунским. В рамках фестиваля пройдёт творческая встреча с писательницей Татьяной Толстой. Жаль, конечно, что писательские встречи не практикуются в Братске, если не считать большого творческого вечера Захара Прилепина в Братском драматическом театре, который прошёл несколько лет назад, и был организован компанией РУСАЛ. Но есть надежда, что и до Братска российские писатели тоже доберутся.

Ольга Берсенёва рассказала журналистам о том, что завершится большая культурная программа гастрономическим фестивалем «Еда+», который пройдет в Братске 14 и 15 сентября. По словам Ольги, в прошлом году фестиваль впервые проводился в городе, и получил большой отклик. Он проходил на площади БДТ и собрал порядка пяти тысяч человек. В этом году на гастрофестиваль приедут рестораторы из Иркутска и других городов, будут организованы детские площадки.

 

Ирина ЛАГУНОВА, фото автора

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Братский драматический театр