Смех без греха. В Братском драматическом театре — новая комедия

Новости

Мы давно хотели поставить новую комедию. Какую? Смешную, конечно же. И при этом душевную. Вечны и очень популярны  так называемые комедии положений, в которых сюжет все время резко меняется, и герои попадают в комичные, случайные, непредвиденные ситуации. Значительная часть таких комедий основана на злоключениях жен-мужей, любовников-любовниц, женихов-невест, практически на адюльтере, где все искусно балансируют на грани измен. У нас в репертуаре есть уже подобные – «Номер 13» и «Шикарная свадьба».  Может быть, это будет комедия характеров? Где источник смешного – человеческие нравы.  И таковые имеются у нас – «Самоубийца», например. А хочется еще чего-то легкого, доброго, теплого, близкого. Народного. И талантливого, конечно.  Как любимая всеми комедия «Любовь и голуби», поставленная по пьесе Владимира Гуркина из  Черемхово. Постойте, у Гуркина есть еще комедия. «Прибайкальская кадриль». Та самая, по которой был снят фильм с Олегом Табаковым, Валентиной Теличкиной, Любовью Полищук, Станиславом Любшиным, Ниной Усатовой. Пьеса была написана в 1996 году, фильм снят в 1999. То есть достаточно давно. И, хотя во многих театрах с тех пор играли и продолжают играть «Кадриль», в Братском драматическом этой постановки не было. А ведь земляк! «Кадриль» – то, что нужно сейчас, когда хочется отдохнуть душой, увидеть родное и понятное.  На постановку пригласили режиссера Антона Тимофеева из Москвы. Он ранее работал с Братским драматическим – ставил «Плутни Скапена» Мольера, а также «И смех, и слезы, и любовь…» по рассказам Михаила Зощенко. Антон согласился сразу. «Прибайкальская кадриль» – его любимая комедия. Почему?

Антон Тимофеев, режиссер, он же художник спектакля, он же постановщик танцев:

— Мне это близко. Это можно назвать даже ностальгией. По родине, детству. Я из Забайкалья, но все равно это – Сибирь, а в пьесе столько всего узнаваемого, и дело тут даже не в обстановке, а в ощущении жизни. Сибирская душа – она во мне отзывается. Пьесу знаю давно, еще со студенчества, много видел спектаклей по ней и сам ставил. Люблю ее за сердечность. Она была написана в очень непростое, мрачное для страны время, когда тяжело жилось и материально, и морально, и это выражалось во всем, что мы видели – в телепередачах, фильмах, спектаклях. И вот на фоне всего этого появляется абсолютно светлая вещь – о простых людях, русской душе, о русском характере. Это как запеть народную песню. Которая, кажется, существовала всегда. И в которой есть то, что никакими новомодными течениями не стереть. Копни любого из нас, загляни поглубже – споём… При всей анекдотичности ситуации в пьесе в ней такая широкая душевность есть, человечность.

А как могло быть иначе? Владимир Павлович Гуркин не раз говорил: «Да все мои герои написаны с близких людей. Сюжетные повороты, истории и судьбы взяты из окружающей среды моего детства и юности.… Все, что я написал – все имеет отношение к моей жизни, к моему опыту, к моим занятиям…». И еще: «Я как-то подумал: у меня нигде нет отрицательных персонажей. Может, это и хорошо?». Конечно, хорошо. Есть люди, которые счастливо не замечают негативного, и, как дети, по-хорошему наивны и доверчивы.  Это нам дар небес. Рядом с ними отогреваешься, будишь в себе лучшее. Таким, по отзывам коллег, был Владимир Гуркин. Таковы и его пьесы.

Антон Тимофеев:

— В отечественных комедиях, прежде всего в классических, всегда есть щемящая нотка. Это очень хорошо отзывается в людях, задевает глубинное, личное. И становится переживанием, событием, даже если вы просто отдыхаете и веселитесь.  Обычные комедии положений, где смех ради смеха, шутка ради шутки, – такого не дают. Схемы комедий всегда одни и те же, но всегда можно найти удачный материал. Островский, Чехов. И Гуркин. Сложнейшая работа – написать хорошую комедию.  Придумать сюжет, выстроить действие, прописать характеры и – держать баланс, чтобы не свалиться в пошлый анекдот. Такие пьесы наперечет. И в ряду лучших русских комедийных драматургов – Владимир Гуркин.

Сюжетная коллизия «Прибайкальской кадрили» – в супружеском «бартере». Соседи по дому, как в танце, меняются партнерами. Казалось бы – вот тебе простор для фривольностей. Но у Гуркина вся история абсолютно чиста и даже целомудренна. В этих смешных перипетиях нет греха. Есть только добрая ирония, сочувствие и любовь к персонажам, которые, покружившись и оттоптав друг другу ноги в этой кадрили, встают в родные пары, поняв главное. Вот что об этом писал Владимир Гуркин: «Есть какая-то странная надежда на другую жизнь. Вдруг лучше будет? Вдруг то, что есть – ненастоящее? Очень многих это точит. А смысл всего, на мой взгляд, только в одном: нужно встретиться мужчине и женщине, нужно родить детей и жить по-божески…»

Прошли первые спектакли. Пошли первые отзывы: «Чудо! Огромное спасибо за такой колорит и позитив. Уважение актерам, режиссеру». «Спасибо зажигательным, талантливым актерам за мастерство». «И наплакались, и насмеялись». «Это праздник музыки, танца, невероятного артистизма актёров». «Теплый, добрый, веселый спектакль. Сходите, посмотрите, погрейте душу».  Можно выдохнуть. Кажется, получилось. Кажется, то, что вкладывали в материал драматург, режиссер и актеры, откликнулось смехом и слезами. Теперь важно, чтобы спектакль рос, набирал силу. В сентябре в Черемхово пройдет фестиваль «Театральная провинция», посвященный памяти Владимира Павловича Гуркина. Посмотрим, как примут наш спектакль самые строгие и требовательные зрители – земляки и театральные критики. Пожелайте успеха Братскому драматическому.

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Братский драматический театр