Как обычно, перед началом сезона, перед первым спектаклем, в уютной театральной гостиной собираются актеры Братского драматического и журналисты, чтобы поговорить о планах, премьерах, репертуаре. Традиционная форма вопросов-ответов в этот раз сменилась обсуждением жизни театра в городе, где культурные традиции только закладываются. Почти 30 лет для театра почти 60-летнего Братска – это и очень мало, и очень много. Мало – потому что за это время промышленный молодой город очень сложно сделать театральным. Много – потому что за это время театр стал опорой развития культуры в Братске, средоточием талантов и творческих идей. Вот и новый сезон, 29-й по счету, будет богатым на театральные события.
Три премьеры сразу
Спектакль «Легкий способ бросить курить» по пьесе Михаила Дурненкова, поставленный московским режиссером Радионом Букаевым, вышел на сцену в мае, то есть буквально перед закрытием предыдущего театрального сезона, и братчане еще не успели его посмотреть, поучаствовать в действии, — спектакль предполагает присутствие зрителей на сцене. Так что премьерные показы еще продолжатся – в сентябре. Премьера вторая — уже на этой неделе. Комедия положений «Папа в паутине» готова к встрече со зрителями.
Любовь Кудряшова, директор БДТ:
— Мы уже накопили достойный багаж спектаклей классиков драматургии, в нашем репертуаре есть Гоголь, Островский, Грин, Чехов, Пушкин, Кржижановский… Мы придумали начать новый сезон комедией. Почему нет? Рей Куни – популярный во всем мире комедиограф. Спектакль по пьесе Куни «Номер люкс» шел в нашем театре десять лет, его любили зрители. Теперь – новая работа. И буквально через несколько дней, 10 октября, состоится премьера еще одного спектакля – «Смертельный номер».
Сергей Терпугов, режиссер-постановщик спектакля «Папа в паутине»:
— Очень динамичная, веселая, замечательная комедия. В прошлом году было много серьезных спектаклей, требовавших серьезных психологических затрат актеров, и, чтобы расшевелиться, разбегаться после лета, взяли эту комедию, в которой много острых ситуаций, из которых актерам нужно выкручиваться по-настоящему — бегать, петь, танцевать… Комедия положений — этот жанр любим не только зрителями, но и актерами, потому что там есть возможность выпрыгнуть из того, что делаешь обычно, поменять амплуа, удивить себя. А это актеру необходимо делать хотя бы иногда. В этом спектакле, я надеюсь, счастливо, соединились два поколения труппы, старшие и младшие. Вместе с нашими мэтрами — Владимиром Крумельницким, Ириной Кузнецовой, Ольгой Ленец и Владимиром Куликовым играют молодые Виктор Головин, Никита Москалев и Галина Соболева. И это, как я вижу, взаимно обогащает актеров. По большому счету, пьеса – о культуре семьи. Вот я объездил много городов и могу утверждать, что от культуры семьи, от уровня культуры в городе зависит сам город. Сейчас у нас закончились выборы. Я смотрел программы кандидатов – почти все ничего о культуре не говорили. О благоустройстве зато – много. А зачем строить детские площадки, если их ломают? Это замкнутый круг: чем грязнее город – тем унылее люди, чем унылее люди – тем грязнее город… Я уверен, на эту комедию пойдут. А потом, может быть сходят на «Созвездие Пегаса»… Я люблю такие комедии — в них всегда есть возможность пошалить. И подрасти актерски.
Олег Кравзе, режиссер-постановщик спектакля «Смертельный номер»:
— Это спектакль по пьесе Олега Антонова, современного драматурга. Первая постановка его прошла в «Табакерке», режиссером был Владимир Машков. В 90-е спектакль нашумел, был популярен. А потом как-то забылся. Нам кажется, что смысл его сейчас очень актуален. И вот выясняется, что не только мы это почувствовали. Во многих городах обратили взор на пьесу, ставят ее. Видимо, пришло время поговорить о человеке, о внутреннем мире, о том, что надо жить в гармонии с самим собой, быть честным перед собой. Не нужно поступаться принципами, и, если поступаешься, нужно это осознавать и исправлять. Это мужской спектакль по составу исполнителей. В нем по сути одного человека играют Павел Жилин, Евгений Хулуев, Михаил Наприенко, Алексей Панков и Роман Калиниченко, и все роли — главные. Серьезная тема в спектакле подается в жанре балагана. На театральном языке — это дивертисмент, смешение жанров, синтез трагедии и комедии. Посмотрим, как воспримут спектакль наши зрители.
«Театр у микрофона» — для того, чтобы дети знали и любили произведения братских авторов
Как только выйдут на сцену премьерные спектакли, в театре начнется работа над проектом «Театр у микрофона». Актеры начитают прозу и стихи братских авторов, а затем аудиозаписи войдут в альбом из нескольких дисков. Альбом будет передан в библиотеки города, школы и детские сады, станут памятными подарками для гостей города. Записи планируется разместить на сайте БДТ для скачивания.
Любовь Кудряшова, директор БДТ:
— Мы задумали этот проект в прошлом году, заявлялись с ним на ярмарку социальных проектов. Тогда он не вызвал интереса предпринимателей, но мы – люди настойчивые, и на нынешней ярмарке получили финансовую поддержку. Стоимость проекта – 150 тысяч рублей, все эти деньги пойдут на техническое обеспечение. Все остальное мы делаем безвозмездно и от всей души. Интересно, что, когда мы разрабатывали проект, еще не знали, что 2015-й будет Годом литературы. И вот так удачно совпало – и наше желание пропагандировать литературное творчество земляков, и внимание государства к этой сфере. Планируем записать сначала трех авторов – Юрия Черных, Геннадия Михасенко, Юрия Жернакова. Ведем переговоры с родственниками, обладателями авторских прав. А Юрий Иннокентьевич Жернаков и сам может поучаствовать, что-то начитать. У него есть замечательные басни, он стоял у истоков братского телевидения, вел детскую передачу, и я сама помню, с каким удовольствием мы ее смотрели. Хотелось бы, чтобы проект продолжился. Вот, например, Михаил Ермаченко много пишет для детей, возможно, и сам почитает для записи. Мечтаю, чтобы наш «Театр у микрофона» слушали в машинах, в плейерах. Чтобы таксисты включали для клиентов!
Ольга Ленец, режиссер проекта, Заслуженная артистка России:
— Мне проект очень интересен. Я люблю слово, я люблю литературу. Братские писатели и поэты выдают достойнейшие строки. Что качается литературного текста и поэзии – мне есть что сказать актерам, которые будут этим заниматься. С любовью к жителям нашего города, к детям, мы это должны сделать. Город породил большое количество авторов, несправедливо забытых. Люди, которые продолжают существовать в памяти нашей и сейчас живут, делают что-то хорошее, достойны того, чтобы о них говорить, цитировать их. Если мы, братчане, не будем любить друг друга, то кто нас будет любить?
Впереди – фестиваль
В ноябре Братский драматический театр примет участие в первом межрегиональном фестивале «Театральная провинция», посвященном памяти драматурга Владимира Гуркина. Кроме братчан, на фестиваль приедут профессиональные театры из Томска, Читы, Усть-Илимска, Тынды, Нерюнгри, Бийска. В программе фестиваля – восемь спектаклей. Братский драматический театр везет «Провинциальные анекдоты» Александра Вампилова.
Любовь Кудряшова, директор БДТ:
— Мы хотим достойно показаться. Периодически выезжаем в Иркутск, но эта дорога нам еще неизвестна. Планируем посетить со спектаклем Саянск, Зиму. Сейчас у нас есть транспорт — автобус, мы хотим и можем гастролировать. Регулярно ездим в Энергетик, Гидростроитель. ДК «Транспортный строитель» после ремонта стал таким уютным и зритель там очень доброжелательный, отзывчивый. Сейчас гастроли организовывать легче – пришли молодые актеры, им можно доверить работу на сцене, пока старшие товарищи в отъезде. Сейчас в труппе – 16 человек, сколько и было изначально, в момент создания театра. Труппа полноценная, молодая. Некоторые еще учатся заочно – Никита Москалев, Юнона Куракина. При театре работает студия «Театр +», и в ней вырастают будущие актеры, которые уже пополняют нашу труппу и, надеюсь, ее не покинут. Летом наша молодежь съездила на Байкал, в Большое Голоустное, на арт-мастерскую, хорошо там показалась, привезла диплом.
Галина Соболева, актриса:
— Я приехала из другого города, мне нравится в Братске, нравится работать в нашем театре. Здесь есть возможность открыть себя, расти, здесь интересно. Можно играть самые разные роли, а не только «кушать подано». Заслуженные артисты помогают. Атмосфера очень хорошая, дружеская и творческая. Я не собираюсь уезжать.
Проекты, проекты… И крыша
Участие в грантовых программах для театра – хорошая возможность осуществить идеи. Так, выигранный грант фонда Михаила Прохорова дал возможность осуществить постановку «Легкий способ бросить курить». Театр будет продолжать работать в этом направлении.
Любовь Кудряшова, директор БДТ:
— Для министерства культуры России мы подготовили проект, посвященный 70-летию Победы. Хотим сделать моноспектакль «Русский характер» и пять вечеров тематических программ, посвященных Твардовскому, Симонову, Руслановой. Отправили заявку в Союз театральных деятелей об обменных гастролях. Узнали, что есть проект поддержки библиотек фонда Олега Дерипаски. В содружестве с Центральной библиотечной системой города хотим попасть в проект с документальным спектаклем. Это новое направление в драматургии, с использованием вербайтинга. То есть на диктофон записываются мысли обычных людей, горожан, а затем на их основе пишется инсценировка. Я уже связалась со сценаристом из Екатеринбурга, мы соберем материал, а она приедет и напишет сценарий. Будет абсолютно новый опыт, интересный – для города и для нас. А если говорить о материальной базе – в 2015-м в театре отремонтируем крышу. Смета прошла госэкспертизу, сумма включена в областную программу развития культуры. Очень ждем, что станет у нас в театре сухо и тепло.
Актеры и журналисты говорили еще о возможностях движения друг к другу – братчан и театра. Далеко не каждый город масштабов Братска имеет свой профессиональный театр, с таким зданием, с такой интересной историей и такой сильной труппой. «Что имеем — не храним» — точная фраза для Братска. Наш зритель охотно идет на приезжие антрепризы, отдает огромные деньги за билет на концерт звезды эстрады, и при этом может ни разу не побывать на спектакле родного театра за вполне символические деньги. А их, спектаклей, сейчас в репертуаре БДТ – 20. И ставятся новые. «Нетеатральный город» — отмечают приезжие, имея в виду зрительскую пассивность. Это обидно, непонятно – почему? Журналисты пишут о театре, актеры — играют, осталось только зрителю – ходить, дать себе возможность воспринять то, что дается таким самоотверженным трудом без преувеличения уникальных людей. Не только актеров. Режиссеров, художников, звуко- и светооператоров, бутафоров, швей, администраторов, столяров… Что еще нужно сделать, чтобы Братск стал театральным? Расстались с вопросами, но тепло и на позитиве, на жизнеутверждающей ноте — поздравив актера Владимира Куликова, который на днях стал папой. В пятый раз.
Елена Чайковская
18.09.2014