В истории цирка самый рискованный и эффектный номер назывался смертельным и обычно исполнялся в финале цирковой программы. Новый спектакль Братского драматического театра по пьесе Олега Антонова, напротив, начинается со смертельного номера. Неудачного. А дальше – мистическая фантазия. Дальше — взаимоотношения Рыжего, Черного, Белого и Толстого, – а, по сути, четырех ипостасей души одного человека.
— Я бы, конечно, советовал посмотреть наш спектакль, — говорит актер Евгений Хулуев. – Так хочется, чтобы в театр ходили не только за тем, чтобы «просто отдохнуть», как сейчас часто говорят. Чтобы внутренне были готовы к эксперименту с самим собой, отвечая себе по ходу спектакля на разные вопросы. Например — как я отреагирую на ту или иную ситуацию, что меня трогает сейчас? Не надо бояться глубины. Наш спектакль не скучный, не тяжелый. Но смех здесь – защитная реакция на глубокие переживания. Драматургия спектакля очень хорошая. Режиссер свои эмоции и мысли в него внес, и каждый из нас, актеров. Сейчас идут по сути еще премьерные показы «Смертельного номера», это очень интересный период, спектакль, как живое существо, встает на ноги – совместными чувствами тех, кто на сцене и тех, кто в зале.
Актер Михаил Наприенко:
— Каждый человек ощущал внутренние противоречия. Каждому знаком опыт спора с самим собой. Спектакль – о том, как прийти к гармонии, как разбираться со светлым и темным в своей душе. Это же очень важно. Может быть, даже самое важное в жизни. «Смертельный номер» помогает заглянуть в себя, показывает, как борьбу обратить в позитив. Мне работа в спектакле интересна не только как актеру – и как человеку тоже.
Жанр спектакля – балаган. Очень свободная форма, которую режиссер Олег Кравзе с актерами (а это исключительно мужской спектакль) используют легко, изобретательно. Цирковая органика пришла в театр, и уже одно это как минимум необычно и это стоит почувствовать, пережить.
И для справки. Впервые спектакль «Смертельный номер» был поставлен Владимиром Машковым в 1994 году в театре-студии Олега Табакова. Был одним из лидеров московской театральной афиши, шел на «Новой сцене» МХАТ им А.П.Чехова. Спектакль был удостоен премии «Хрустальная Турандот» сразу в двух номинациях: «за лучший спектакль» и «за лучшее художественное оформление». Пьесу ставили в Германии, Франции, Финляндии. Одну из ролей, Рыжего, играл Андрей Панин. Драматург — Олег Антонов. В его послужном списке – сценарии к сериалу «Апостол» (2007), к фильмам «Сирота казанская» (1997), «Новогодний детектив» (2010), «Камень» (2012), «Предчувствие» (2013).