Здесь – выжженная солнцем трава. Стада коз. Ветер, который сушит насквозь. Пустыня. Одиночество день за днем. Экзистенциальный вакуум, в котором пребывают три женщины, связанные кровно. Мать, дочь, невестка. Агата, Сильвия, Пиа. Именно сюда рок приводит мужчину по имени Анджело. И Козий остров становится метафорой. Обиталищем маленького стада, управляемого пастухом. Итальянский драматург, поэт и юрист Уго Бетти написал пьесу «Преступление на Козьем острове» в 1946 году, после второй мировой, когда женского одиночества было много. Очень много. Прошло время. Но одиночество по-прежнему везде. Женское, мужское – человеческое. Привычное, но мучительное. Причина безрассудных поступков и даже злодеяний – только бы обладать. Или повиноваться…
Братский драматический был готов к эксперименту. И, когда молодой режиссер Бари Салимов (спектакли в Астрахани, Самаре, Сызрани, Смоленске, Луганске, Ростове-на-Дону, Тольятти, Кинешме, Нижнем Тагиле) предложил эту пьесу, театр решил принять вызов. Любой спектакль – риск, но «Козий остров» — вдвойне. Настоящее испытание для всех причастных. И для зрителя тоже.
Агата: Мы забыли про мир, но и мир забыл про нас. Даже чувства могут устать, когда ты один.
Бари Салимов: О чем написал Уго Бетти? О женском горе, конечно. Остров героинь оторван от жизни. И мы в спектакле отрываемся от быта. Да, это триллер. Но мне хотелось бы, чтобы в этой работе главным была поэзия, чтобы вся эта история о недолюбленности, нереализованности была рассказана высоким слогом.
Анджело: Мужчине нужна женщина, он без женщины не может. Знаете, о чем думает мужчина, когда остается один?
Бари Салимов: Герой – он же трикстер, плут, разрушитель устоев. Типичный итальянский персонаж. Однако же не чуждый и нашему менталитету. Провокация – его способ взаимодействовать с миром. Как и любым мужчиной, им движет не только страсть, но и сверхидея: найти в женщине, разбудить, вытащить наружу потаенное, но очень мощное. И, как мы увидим, опасное.
Анджело: Жизнь такая хрупкая и длится так недолго. Зачем нам быть жестокими? То, чего хотят наши души, всегда невинно.
Бари Салимов: Я в этом спектакле ищу исчезающую красоту. Хочу, чтобы зритель в зале получил эстетическое удовольствие. Чтобы вместе с нами прошел в напряжении до финала и испытал бы чувство освобождения. Это важно – поговорить, пережить, и станет легче. Тут даже не то важно, чтобы поняли и приняли – а чтобы спектакль не прошел незамеченным. «Козий остров» в свое время ставили Искандер Сакаев, Сергей Пускепалис, Дмитрий Черняков, Петр Шерешевский – сильные режиссеры, и у каждого спектакля была своя успешная судьба. Надеюсь, и в Братске все сложится. Тут, в театре, есть просто золотые люди, профессионалы. И в актерах «Остров»… отзывается, все всё понимают. Самоотверженность, особенно актрис, восхищает.
Агата: Важно понять, кто мы есть на самом деле, а понял-живи, как понял, и вот тогда становится все просто.
Настало время для тех, кто ходит в театр не для того, чтобы отдохнуть и расслабиться. Театр, настоящий живой театр дает энергию, мысли, впечатления, потрясения. Только нужен материал. Нужен режиссер, актеры, художники, нужен свет, звук. Преодоление, труд, сотворчество, страдание. Может быть, все совпадет так, как нужно именно вам. И останется с вами на всю жизнь.