Пресса о театре

04.05.2017

Раскинулось «Братское море» широко

Раскинулось «Братское море» широко

В северном городе прошел фестиваль для молодежи. Уже второй

Наверное, со стороны поначалу это выглядело как чистая авантюра. В самом деле, не имея ничего – ни опыта, ни средств - решится на фестиваль могли только авантюристы. Но цель затеи была самая серьезная. В Братском драматическом театре собрались устроить для города большое ТЕАТРАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ, праздник – фестиваль «У Братского моря». А все для чего? Да чтобы жизнь вокруг театра и в нем самом кипела, чтобы перестали наконец называть Братск нетеатральным городом, чтобы подрастить профессионально театральную молодежь – как в театре, так и в любительских студиях, которых в городе около десятка. Чтобы молодые актеры, режиссеры смогли показаться иногороднему зрителю, пообщаться, обменяться идеями. А что до условий – да, ни средств, ни опыта не было. Зато в большом количестве имелись энтузиазм и работоспособность. А еще – представление о том, какие именно спектакли должны быть в программе будущего фестиваля.

Любовь Кудряшова, директор Братского драматического театра:

- Мы стараемся участвовать в различных фестивалях, и понятие «формат» нам известно. Но свой фестиваль хотелось сделать внеформатным, объединить необъединимое на первый взгляд. Мы ориентируемся на свой город, на братского зрителя. Хотим удивить, показать нечто необычное, чтобы развить зрительское восприятие, подготовить, чтобы самим себе в будущем позволить неформат на сцене. Братск – город молодой, строился молодыми, и писатель Геннадий Михасенко, именем которого мы назвали свой фестиваль, творил для молодых. Энергия молодости – это наше. Мы хотим напитаться ей, дать импульс развитию театрального движения в городе. Вот потому не проводим конкурсных отборов на фестиваль – просто приглашаем тех, кто нам интересен. И конкурс внутри фестиваля не делаем – каждый спектакль получает свою, особенную номинацию.

В первом фестивале приняли участие четыре театра: Братский драматический, Братский театр кукол, Ангарский театр «Факел» и Усть-Илимский театр драмы и комедии. В экспертный совет пригласили режиссера, актера, педагога ВГИКа Валерия Шевченко; актрису, педагога Иркутского театрального училища Елену Константинову; театрального критика Лору Тирон. Театральный праздник удался, резонанс в городе был громким. И через год второй фестиваль получил поддержку администрации города и благотворительного фонда «Илим Гарант». Появилась возможность расширить рамки. В Братском драматическом решили – каждый год будем звать новые театры, собирать новый экспертный совет. Во втором фестивале уже участвовали семь театров: два братских; Городской драматический театр «Студия» Л.Ермолаевой, г. Омск; два из Кемерово - Театр-студия Куз ГТУ «Ложа» и театр «Белый остров»; Черемховский драматический театр им.В.П.Гуркина, а также актеры Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова при поддержке Иркутского отделения СТД РФ представили свою самостоятельную работу. Получается, что благодаря Омску и Кемерово фестиваль шагнул за границы региона. И экспертный совет собрался в большем составе: Андрей Ураев, доцент кафедры пластического воспитания актера Школы-студии МХАТ им. В.И. Немировича-Данченко, доцент кафедры актерского мастерства «Театральная школа Константина Райкина» (г. Москва); Наталья Корлякова, художественный руководитель городского драматического театра «Студия» Л.Ермолаевой (г.Омск); Сергей Басалаев, кандидат культурологии, доцент кафедры театрального искусства Института театра Кемеровского государственного института культуры (г.Кемерово); Елена Козик, заместитель председателя Иркутского областного отделения СТД РФ (г.Иркутск); Людмила Труфанова, заместитель председателя Красноярского краевого отделения СТД РФ(г.Красноярск).

Дневник фестиваля

Символ фестиваля – варежка. Знак добра и тепла. Огромную варежку возили на грузовичке по городу, зазывая гостей на фестиваль. Участникам фестиваля подарили по паре варежек, связанных специально мастерицами Братского театра. И программа фестиваля была напечатана в виде варежки. Последуем ей – вспомним фестивальные события.

30 марта, день первый: встречательный, обустроительный, открывательный. Встретили всех – на вокзале, автостанции, аэропорту,- и встретили по-братски тепло. У каждой группы свой куратор, задача которого - окружить вниманием, накормить, расселить, довезти и так далее – в течение всего фестиваля. Забегая вперед, скажем, что все получилось, гости остались очень довольны братским гостеприимством.

Открыли фестиваль, знакомясь на сцене и на экране: братчане подготовили видеоролики про каждый театр. Первым в программе шел спектакль Братского драматического театра «Исповедь начинающего» по ранним рассказам Александра Вампилова (инсценировка и режиссура С. Терпугова). Очень настроенческая, ностальгическая постановка, возвращающая нас в 60-е – начало 70-х, во времена Вампилова. Но и современным школьникам она интересна – нестареющими сюжетами, сквозной линией о природе творчества родом из вампиловских записных книжек. Один из рассказов целиком мы смотрим на видео, и это тоже - привет нынешним сверстникам молодого Вампилова.

Сергей Басалаев:

- Мы тесно общались и поняли, что в Братском театре - люди настоящие, открытые, думающие. Смотришь на Сергея Терпугова и понимаешь - чем человек живет, дышит, то он и воплощает в своем спектакле, искренне и честно. Его мироощущение отражено на сцене.

Наталья Корлякова:

- Убеждена: на плохой драматургии не появится хороший спектакль. Бывают исключения, но очень редкие. А хорошая литературная основа – половина успеха. У Вампилова даже в ранних его рассказах угадывается искра Божья. Хотелось бы отметить хорошую работу художника и потрясающее чувство юмора режиссера.

Аплодировали «Исповеди начинающего» стоя, как и всем спектаклям фестиваля. А после был фейерверк.

31 марта, день второй: показательный, обучательный и капустный

На «Оранжевом ежике» Братского театра кукол «Тирлямы» (режиссер О. Кравзе) - детское нашествие. Надо сказать, что все спектакли фестиваля идут при аншлагах. У входа спрашивают лишние билеты. Задействуются приставные стулья и банкетки. Пришлось даже ввести так называемый бесплатный «пропуск на ступеньки» - для театральной молодежи, которая согласна смотреть спектакли с подъемов в зале. Кукловодам сложно работать – их спектакль камерный, рассчитанный на небольшую сценическую площадку. Но зал внимает, завороженный процессом превращения в руках мастеров каких-то тряпочек, пуговиц, булавочек в забавных героев сказки. Постановка очень яркая, лоскутная в своем сценографическом решении. Хороший театр, крепкая труппа – говорят на обсуждении эксперты. Обсуждения, кстати, открытые – любой участник может прийти после спектакля в театральную гостиную, послушать, высказать мнение. Так все и ходили. Возникшее с первых минут театральное братство проявлялось и здесь – переживали за тех, кто на сцене, поддерживали после спектакля.

Днем идут мастер-классы для участников фестиваля и воспитанников любительских театральных студий Братска. Андрей Ураев ведет класс по фехтованию и сценическому движению, Наталья Корлякова – класс по актерскому мастерству, Сергей Басалаев – тренинг для руководителей студий.

Вечером Городской драматический театр «Студия» Л.Ермолаевой, г. Омск дает спектакль «Разговор, которого не было» Р.Белецкого (режиссер В.Романов). Постановке – 10 лет. Это чувствуется по невероятной сыгранности актеров, по тому, как легко и свободно чувствуют себя они в материале. Два друга наслаждаются общением, импровизируют на драйве, и эта энергетика льется в зал, который откликается на каждое слово, каждый жест. 10 лет спектаклю, но на фестиваль его вывезли только сейчас. Так что братчане – первые зрители за пределами Омска. «Разговор…» с Братском получился: восторженные отзывы, крики «Браво!».

Андрей Ураев:

- 10 лет идет, и будет идти еще. Не каждый спектакль так живо существует на десятом году жизни. Важно, что ребята не зависли во времени постановки, смогли создать канву, по которой каждый раз есть что сказать. Это самое главное достоинство спектакля. Актеры не прячутся ни за свет, ни за звук. Живой артист – все, что есть. А больше ничего и не нужно.

День завершается капустником. Это уже традиция. Актерские импровизации, дружеские встречи проходят каждый вечер, на базе санатория «Юбилейный», где и разместились участники фестиваля.

1 апреля, день третий: изучательный, обсуждательный и дружеский

Продолжаются мастер-классы, обсуждения, капустники. Сегодня – день театров из Кемерово. Сначала идет «Полное затмение» Театра - студии Куз ГТУ «Ложа» (постановка Е. Гришковца, режиссер С. Наседкин). Спектакль во все отношениях необычный. Идет уже 24 года. С тех времен, когда начинался театр «Ложа» и сам Евгений Гришковец как драматург, режиссер и актер, создатель жанра, который невозможно точно назвать и который в этом не нуждается, потому что все равно понятно, о чем идет речь. Можно сказать, «Полное затмение» - пионер этого жанра, только здесь мы слушаем не авторский монолог, а имеем дело с коллективной импровизацией. «Мы наговаривали текст, а Евгений определял, что нужно оставить», - рассказывает Сергей Наседкин. За 24 года несколько раз менялся состав исполнителей, и основа текста претерпела изменения, но суть – то осталась. Суть, заставившая прыгать от радости зрительниц после спектакля.

Андрей Ураев:

- Я видел этих двух девушек, причем из разных компаний. Важно, чтобы зрители радовались. Вам удалось передать эмоцию, заразить энергией, апеллировать к детскому сознанию зрителя. Не зря спектакль держится столько лет. Театр существует только для зрителя. Ваш зритель вас любит.

Моноспектакль по мотивам произведения Э.-Э. Шмитта «Оскар и Розовая дама» «Кетч со смертью, или Беседы с Богом» (режиссер С. Басалаев) театра «Белый остров» вызвал слезы в зале и дискуссию на обсуждении. Актриса Екатерина Пургина держала зал в течение полутора часов и каждой минуты спектакля. В текущих делах, обычной жизни мало кто задумывается о смерти, а здесь каждый зритель посредством умирающего мальчика встретился с ней лицом к лицу. Стоит ли использовать такой драматургический ход – спорили после спектакля. Но большой дар трагической актрисы Екатерины Пургиной признали все без исключения.

Наталья Корлякова:

- Чтобы играть это, надо обладать большой психологической защитой и огромными душевными силами. И, если кто-то принимает эмоциональный посыл постановки и идет от него к философским размышлениям, - спектакль получился.

2 апреля, день четвертый: интенсивно-общательный, много-полезнодательный, побратательный

- О чем спектакль? – спрашивает Андрей Ураев на обсуждении поооссстановки Я. Пулинович «Наташина мечта» Черемховского драматического театра (режиссер Е.Куликова). Об ответственности – отвечает аудитория. Об ответственности за тех, с кем сводит жизнь. Безответственность всеобщая бьет через край – и по отношению к детдомовским девчонкам, и по отношению их самих к себе и другим. История жестокая, деструктивная, поставлена соответствующе жестко, дерзко, провокационно. Срез не маргинальной, но – реальной жизни.

Сергей Басалаев:

- Это не моя история, но хочу отметить стилевое единство, убедительность. Живой звук – удачная находка. И, знаете, захотелось увидеть театр в еще одном спектакле, в другой постановке.

Это – день спектаклей, поставленных на средства стипендий Союза театральных деятелей РФ. День актерских работ. И работ совсем свежих, текущего творческого сезона. Екатерина Куликова, режиссер «Наташиной мечты» - актриса Черемховского драматического. Иван Гущин – актер Иркутского академического драматического театра в содружестве с коллегами из театра, а также Театра юного зрителя г.Иркутска поставил «Цветы для Элджернона» по рассказу Д. Киза. Интересно, что именно на этот спектакль братчане раскупили билеты в первую очередь. Некоторые даже специально прочитали первоисточник. Сценография постановки лаконична, даже скупа. На первом плане – актеры. Актерское существование превалирует над режиссерскими средствами – так же как и в «Наташиной мечте». Но в этом есть и преимущества.

Наталья Корлякова:

- Я вижу подлинное человеческое существование, которое отторгает фальшь. Команда из разных театров объединена единой творческой энергией. Актеры хороши, органичны. ЧУдная работа.

Андрей Ураев:

- Прекрасно, что существование актеров точно и правильно, отсутствует голый пафос, есть внутренняя ирония. Отсюда и эффект – мы смотрим спектакль не про то, о чем поставили, а про себя.

3 апреля, день пятый: финальный, карнавальный и прощальный

Утро начинается экскурсией – на величественную Братскую ГЭС и в уютную «Ангарскую деревню», этнографический музей под открытым небом. Затем – время подвести итоги, экспертный совет проводит пресс-конференцию.

Людмила Труфанова, заместитель председателя Красноярского краевого отделения СТД РФ(г.Красноярск):

- Как хорошо, что у всех участников была возможность быть на фестивале в течение всей его работы. Организация великолепная, во всем чувствуется душевное, искреннее доброжелательное отношение команды Братского драматического театра. Прологи перед каждым спектаклем, которые с любовью делали братские актеры – на фестивалях этого давно уже нет. Чудесная атмосфера включенности всех и каждого – это дорогого стоит. Молодцы, впечатления замечательные.

Наталья Корлякова, заслуженный деятель искусств РФ, художественный руководитель городского драматического театра «Студия» Л.Ермолаевой, г.Омск:

- Мы посмотрели семь спектаклей. Спасибо организаторам, что составили именно такую программу. Мы увидели настоящий театр, понимаем, чем он дышит. И находимся на правильном пути, именно такой театр сейчас нужен зрителю. Чем хорош этот фестиваль? Тем, что у него нет истории. Эти люди сами творят историю. Совершенно замечательная труппа во главе с Любовью Николаевной Кудряшовой. Она – лидер, который объединяет вокруг себя людей. Интуиция, творческий потенциал, любовь к театру, энергия мощная, - все это есть у этой команды. Фестиваль состоялся. Я получила неизгладимое впечатление и массу удовольствия от того, что я видела. Нет канонов – это плюс. Чем еще фестиваль отличается – спектакли созданы молодыми, в том числе актерами. Профессиональными актерами, но режиссерами - любителями. Отсюда крен интересный в актерскую работу. И мы видели много классных актерских работ. Где-то режиссура страдала с точки зрения школы режиссерской, но молодость, энергия творчества, жажда поговорить о чем – то наболевшем с лихвой компенсировали это, делали спектакль живым, настоящим. Услышала выражение «провинциальный фестиваль» с извинительной интонацией, я хочу поспорить. Надо с гордостью об этом говорить. Понятие провинции – не географическое, а психологическое. Маленький театрик из города Советска, например, под Калининградом, известен на всю Россию. Внутри они самая настоящая столица. Здесь - то же самое. Спектакли, которые мы видели, достойны самых больших фестивалей. В провинции рождаются шедевры. И надо гордиться, что вы из провинции, где сохраняется настоящий живой театр пока еще. Разрушайте понятие «провинция» и гордитесь!

Елена Козик, заместитель председателя Иркутского областного отделения СТД РФ, г.Иркутск:

- А я горжусь тем, что из семи спектаклей фестиваля два созданы на стипендии Союза театральных деятелей России. Мы тесно работаем и с Братским драматическим театром – за последние два года театр получил три стипендии на постановки. Актрису Аллу Нетесу, победительницу областного конкурса актерской песни, мы отправили на учебу в летнюю международную актерскую школу СТД. Мы будем продолжать сотрудничество, и, возможно, на следующем фестивале в его программе будет спектакль Братского драматического, созданный при поддержке Иркутского областного отделения СТД.

Сергей Басалаев, кандидат культурологии, доцент кафедры театрального искусства Института театра Кемеровского государственного института культуры, г.Кемерово:

- Это живой фестиваль живых спектаклей. За что организаторам, сумевшим собрать такую программу, большое спасибо.

Андрей Ураев, доцент кафедры пластического воспитания актера Школы-студии МХАТ им. В.И. Немировича-Данченко, доцент кафедры актерского мастерства «Театральная школа Константина Райкина», заслуженный работник культуры РФ, действительный член Гильдии режиссеров и педагогов по пластике, г. Москва:

- Нам повезло, что фестиваль не конкурсный. Ни один спектакль нельзя поставить рядом и оценить, что хуже, то лучше. Они сделаны абсолютно в разных ключах, на разных театральных языках. В принципе искусству претит дух соревнования. Спасибо за душевный отбор спектаклей. Быть ли фестивалю дальше? Быть, и еще как! И расти. Понятно, что затрачено много ресурсов – финансовых, человеческих. Особенно человеческих. Это феноменальное явление – братское отношение ко всему, что происходит на фестивале. Мы такого давно не видели. Больше всего понравилось в Братске – этот ресурс, эти люди. Братск, как я понимаю, на нем и держится, на этом энтузиазме людей, которые делают то, что любят. Это ресурс – самый удивительный, радостный из всего, что мы здесь увидели. Публика замечательная, доброжелательная, внимательная и умная, интересующаяся. Событие мощное, серьезное. Важно, что ребята друг с другом общаются, видят, как работают, дружат, создают сеть отношений. Фестиваль работает и для зрителя, взращивает его. Люди придут на следующий фестиваль более требовательными. Значит, следующий должен быть еще более интересным, в этом – ответственность организаторов. Их надо поддержать. Если энтузиазм закончится – фестиваля не будет, потому что все только на организаторах держится. А дальше будет все труднее. Планку надо себе максимальную ставить, и стремится идти все выше и шире.

О том, что фестивалю – быть и о том, что ему нужно помогать, говорили на церемонии закрытия. Говорили люди, от которых многое зависит и которые уже поддержали фестиваль. Значит, есть твердая надежда, что «У Братского моря» театралы соберутся и через год.

Елена Ананьева, заместитель директора филиала «Восточный» Благотворительного фонда «Илим-Гарант»:

- Театр – это уникальное явление. Он заставляет человека сопереживать герою, испытывать новые эмоции, а иногда и находить ответы на свои вопросы. Он обогащает внутренний мир зрителя, заставляет задуматься над проблемами современников. Увлечение театром всегда делает человека чище, лучше. И чем больше в городе таких людей, тем чище и лучше сам город. Именно поэтому Группа «Илим» оказывает поддержку Братскому драмтеатру.

От имени мэра Братска Сергея Серебренникова и администрации города фестиваль приветствовала заместитель мэра по социальным вопросам Марина Зубакова:

- Фестиваль «У Братского моря» - наш родной, и мы очень гордимся тем, что у него есть и еще будет продолжение. Целый год нам жить в ожидании следующего праздника, который будет не менее ярким и представительным, который станет для всех нас таким же глотком свежего воздуха и наполнит нашу жизнь новыми впечатлениями, радостными открытиями и творческими успехами.

Сама церемония стала еще одним веселым актерским капустником, а после все участники – актеры, студийцы, преданные зрители и просто прохожие, - шумной колонной прошествовали с шариками от драмтеатра к месту будущего арт – объекта, посвященного театральному искусству, на центральной пешеходной части улицы Кирова. На эскиз арт –объекта объявлен конкурс, итоги которого подведут к началу нового театрального сезона. А затем эскиз будет воплощен в материале и займет уже определенное для нового арт – объекта месте, как раз на середине расстояния между двумя театрами – Братским драматическим и театром кукол. Выходит, подготовка к новому фестивалю уже началась. Задача стоит очень сложная – сделать новый праздник театра, абсолютно другой, но не менее интересный, теплый и насыщенный впечатлениями. «У Братского моря» должны снова собраться молодые профессионалы и любители с самым важным качеством – любовью к театру.

Итоги фестиваля:

· Братский драматический театр, спектакль «Исповедь начинающего» по ранним рассказам А. Вампилова, режиссер С. Терпугов – диплом за оригинальное сценическое воплощение литературного материала;

· Братский театр кукол «Тирлямы», спектакль «Оранжевый ежик» С. Белов, С. Куваев, режиссер О. Кравзе – диплом за лучшее художественное решение спектакля;

· Городской драматический театр «Студия» Л. Ермолаевой г. Омск, спектакль «Разговор, которого не было» Р. Белецкий, режиссер В. Романов – диплом за лучший актерский дуэт;

· Театр - студия КузГТУ «Ложа» г. Кемерово, спектакль «Полное затмение», постановка Е. Гришковца, режиссер С. Наседкин – диплом за оригинальный авторский спектакль;

· Театр «Белый остров» г. Кемерово, моноспектакль «Кетч со смертью, или Беседы с Богом» по мотивам произведения Э.-Э. Шмитта «Оскар и Розовая дама», режиссер С. Басалаев – диплом за лучшую женскую роль (Екатерина Пургина);

· Черемховский драматический театр им. В. П. Гуркина, спектакль «Наташина мечта» Я. Пулинович, режиссер Е. Куликова – диплом за лучший актерский ансамбль;

· Самостоятельная работа актеров Иркутского академического драматического театра им.Н.П. Охлопкова при поддержке Иркутского отделения СТД РФ, спектакль «Цветы для Элджернона» Д.Киз, режиссер И.Гущин, – диплом за лучшую мужскую роль (Иван Гущин).


Елена Чайковская 





Возврат к списку