Пресса о театре

05.11.2019

Песни войны

Песни войны

Спектакль насыщен большим количеством музыкальных номеров – узнаваемых песен военных лет. Среди композиторов в нем умещаются Блантер, Богословский, Воловац, Жак, Миних, Мокроусов, Петербургский, Титов (все песни в обработке заслуженного артиста России Александра Малкова).

Небольшая, но, на мой взгляд, все равно многословная и теперь полузабытая повесть Ирины Грековой была в соавторстве писательницы с киносценаристом Павлом Лунгиным превращена в очень неплохую и имевшую заслуженный успех на многих сценах страны пьесу под тем же названием. Особенно прославился «Пароход» в постановке выдающегося режиссера Генриетты Яновской в Московском театре имени Моссовета тридцать лет назад. Тогда же спектакль был снят на пленку, и его (надо сказать, сохранившего свежесть) можно увидеть в интернете.

По сути дела, Павел Лунгин создал полноценную пьесу, переведя прозу в диалог, а главное – добавив в текст чрезвычайно сценичную, гипнотически игровую линию… Даже сейчас, через столько лет, не хочется раскрывать этот художественный ход-сюрприз, связанный с фигурой маленького (но растущего на наших глазах!) – сына одной из героинь.

И вот «Вдовий пароход» приплыл в Братск. Премьера состоялась 11 октября, режиссер-постановщик – Валентин Зверовщиков.

Здесь на сцене перед нами разворачивается довольно заурядная история: нищая коммуналка с шестью измученными войной и одиночеством женщинами, одна из которых возвращается с фронта с внебрачной беременностью. При всей вынужденной терпимости друг к другу они все равно порою срываются на выяснение отношений, на коммунальные свары; время от времени появляются и исчезают случайные мужики. На этом фоне растет «сын полка» Миша – у Анфисы Громовой, и житейских проблем на сцене – выше крыши. К тому же Миша курит, и мне – аллергику – становится в зале совсем тошно.

Но! Братску театральному сильно повезло: сейчас драматический театр возглавляет мощный режиссер – Валентин Зверовщиков. Он работал – и очень заметно работал! – в разных театрах страны – от Петропавловска-Камчатского и Хабаровска до Иркутска, Витебска и Волгограда. И еще – это совершенно уникальный по музыкальной одаренности режиссер. Он и сам потрясающий джазист; и я имел удовольствие слушать его импровизации в дуэтах с лучшими мировыми музыкантами!

И вот что делает с этой довольно тусклой и тоскливой историей режиссер: он насыщает спектакль большим количеством музыкальных номеров – узнаваемых песен военных лет. Среди композиторов в спектакле умещаются – назову их по алфавиту! – Блантер, Богословский, Воловац, Жак, Миних, Мокроусов, Петербургский, Титов (все песни в обработке заслуженного артиста России Александра Малкова). И драматичная, но столько же, признаемся, обыденная история, может местами и сыгранная обыденно, взлетает на настоящую художественную высоту.

– Музыка в спектакле для меня не только один из мощных инструментов воздействия, но банк времени, – говорит Валентин Зверовщиков. – Она несет в себе шифр, по которому сразу безошибочно понимаешь, в каком мире, веке, стране ты находишься. Поэтому в спектакле «Вдовий пароход» так много песен военного времени, самых известных и незаслуженно забытых.

Я жил рядом с рынком, на котором пели слепые. Они сочиняли свои слова на музыку известных песен. Помню, как Костя из песни Никиты Богословского ушел на войну и написал рыбачке Соне проверочное письмо о своих оторванных ноженьках. Конечно, Соня ему не ответила, а потом увидела в газете портрет Кости – Героя Советского Союза и горько пожалела, что не ответила ему.

Спектакль о памяти, ничего нельзя забыть – ни Костю, ни Соню, ни историю своей страны, особенно ее самые горькие страницы. Это было героическое время, когда люди почувствовали себя единым народом, беды и радости были равно поделены на всех. А еще жили надеждой и верой, что после войны все будет по-другому.

Знаю, пройдет пора ненастья,

Знаю, опять начнется счастье,

Будет даль ясна,

И в мир опять придет весна.

Знаю, мы будем вместе скоро,

Знаю, опять заплещут зори,

Нас любовь найдет,

Она придет, она придет.

Она придет (она уже пришла в день премьеры) – любовь к этим не очень счастливым героям – благодарность братского зрителя, громко прозвучавшая в день премьеры 11 октября.

Сергей Захарян, специально для «Байкальских вестей».





Возврат к списку