Пресса о театре

18.02.2015

Театр должен быть разный

Театр должен быть разный

Если придерживаться мысли, что ходить в театр надо для того, чтобы получить потрясение, то, несомненно, спектакль «Легкий способ бросить курить» удовлетворит эту потребность. В репертуаре Братского драматического театра есть спектакли, на которых невозможно отдохнуть и расслабиться.

Они обрушиваются на зрителя громом эмоций, но не только. Необычные, даже спорные по режиссуре, драматургии, сценографии, они, как сказала одна из зрительниц после просмотра, «взрывают» мозг. То есть требуют обратной реакции, заставляют думать, а не только сопереживать.Об этом предупредила зрителей завлит театра Елена Чайковская, открывая проект «Театр + зритель».

- Что такое клубный показ, по нашему мнению? Это приглашение целевой аудитории. Сейчас в зале находятся студенты, молодежь, журналисты, психологи - те, кто, надеемся, поучаствуют в обсуждении спектакля после его просмотра.

Реализация спектакля стала возможной благодаря победе Братского драматического театра в конкурсе «Новый театр», объявленного Фондом Михаила Прохорова. Целью конкурса было создание инновационного театрального зрелища, причем знакомить с новой театральной мыслью планировалось зрителей Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Условием грантодающего Фонда была постановка спектакля, для которого пьесу, режиссера, художника выбирает не театр, а предлагает Фонд. Так режиссер Радион Букаев появился в Братске с пьесой современного автора Михаила Дурненкова «Легкий способ бросить курить». Художник постановки тоже приезжий – Ася Давыдова. Надо заметить, что эта пьеса в постановках разных режиссеров с неодинаковым успехом шагает по театральным площадкам.

Актер Владимир Куликов вспоминает, что сам режиссер-постановщик после сыгранной в мае 2014 года премьеры заметил: «Я сильно удивлюсь, если спектакль будет у вас идти».

- Интересно ли режиссеру ставить спектакль, которому он не предрекает долгую жизнь?

- Интересно. Он нестандартный: драматургия называется «новая волна». Естественно, надо было попробовать. И нам это было интересно. Вы не представляете, насколько.

- Я думаю, этот спектакль - отдушина для актеров, несмотря на вулканизирующие, опустошающие страсти.

- А зрителям неинтересно? – В свою очередь задал мне вопрос Владимир Куликов.

- Очень интересно. Еще и тем, что состоялось активное обсуждение увиденного. Столько важных открытий, мыслей высказали зрители, в том числе, молодые.

- Любой человек – это инструмент. Затронешь струнку – он откликается.

- Игра актеров, на мой взгляд, безупречна. Не к чему придраться. Нет ощущения, что перед тобой – провинциальный театр.

- Это оттого, что вам интересно было, понимаете? И режиссер сказал: «Самое главное - результат: я не хочу расставаться с этим коллективом».

- Как подбирались артисты для этого спектакля?

- Обычно приезжие режиссеры соглашаются с местными консультантами. А Букаев сказал: я не буду распределять, пока не увижу, на что способен каждый. Он пять или шесть спектаклей посмотрел, и только потом определился с выбором. Больше того, был период, где он просто ломал нас, и довольно жестко: психологический пласт разрабатывал. Девчонок до слез доводил.

- Что после этого изменилось?

- Вы же видите результат? Все потому, что нам нравится, нам интересно это.

- Я имею в виду – отношение и к другим работам?

- Любая роль, особенно, если она хорошо сделана, оставляет свой след. И ты уже, естественно, по-другому относишься к работе - сквозь призму полученного опыта.

Многое в постановке необычно: даже в зрительный зал попадаешь через лабиринты закулисья. Многое близко зрителям: костюмы, реальность персонажей. И сами зрители невероятно близки к артистам: они тоже находятся на сцене. В спектакле звучит музыка, которая по желанию режиссера написана к пьесе актером театра Евгением Хулуевым и исполнена группой «Dепо».

Режиссер с экрана обратился к зрителям с вопросом: нужны ли такие спектакли? И вот что мог бы услышать.

- Такие спектакли нужны. Люди в повседневной суете порой не замечают, что происходит рядом с ними, с их родными, соседями, друзьями. Такие работы могут подтолкнуть к переосмыслению, заставить посмотреть на себя со стороны.

Было такое мнение:

- Чтобы человеку не приедалось сладкое, ему нужно периодически пробовать горькое. Этот спектакль дает возможность человеку пережить что-то ужасное, произошедшее с ним. Когда он возвращается в свою обычную жизнь, понимает, что все не так плохо, как казалось.

Кто-то из зрителей возмутился отсутствием информации о наличии в пьесе ненормативной лексики. В ответ на это прозвучало другое мнение:

- Здесь нет нецензурной лексики, есть слова на грани, высказанные эмоционально. Иногда не задумываясь, выплескиваем свои эмоции на другого человека. И кто при этом вникает, какой заряд ему передаем? Действие постановки сжато, поэтому все должно быть более лаконично, жестко, понятно: нравоучения скучны, гораздо доступнее для понимания зрелищная передача предмета.

На мой взгляд, бранные слова из уст героев спектакля больше резали ухо зрителям оттого, что их не ожидали услышать. Они, увы, гораздо более «органично» звучат вне стен театра и часто не вызывают такого негодования.

Артисты рассказали, что когда впервые была прочитана пьеса, в ней было гораздо больше нецензурных слов. И в одной из сцен, по словам артиста, режиссера театра Сергея Терпугова, без них было не обойтись:

- Мы и так кое-что заменили на более приличные выражения. Я разделяю мнение зрительницы, приведшей сюда учащихся: материться – плохо всегда.

- Если театр заставляет думать, это и есть воспитание театром, - сказал журналист Вадим Скворцов.

- Для меня как ни странно, этот спектакль – семейный. Он поможет устранить непонимание возрастное, половое, межнациональное. Ценность его в том, что непонятные моменты дают возможность за прояснением обратиться к близким людям. – Это мнение профессионального психолога.

Узнал ли в пьесе кто-то себя, своих соседей, знакомых? Возможно. Общее мнение подытожила Елена Чайковская:

- Каждый увидел что-то свое, но мы все понимаем, про что этот спектакль.

А актер Виктор Головин примирил всех:

- Театр должен быть разный!

Огромную благодарность актерам за их игру выразили зрители, а артисты остались довольны общением с внимательными зрителями. Даже попросили совета: что, по мнению зрителей, находящихся в непосредственной близости с происходящим на одной с ними сцене, не убедило? Оказалось, спиртное, и то, как его пили, было не натуральным. Всем остальным благодушный братский зритель, получивший хорошую эмоциональную и психологическую встряску, остался доволен.

Весной спектакль «Легкий способ бросить курить» отправится на ХIII фестиваль театров малых городов России в Московскую область – буквально на днях БДТ выиграл конкурсный отбор. Пожелаем его создателям удачи.

Следующим спектаклем в рамках проекта «Театр плюс зритель» станет балаган в двух частях «Смертельный номер», который также будет предметом обсуждения с аудиторией после просмотра. Он состоится уже 19 февраля.

Ольга ЛЕОНТЬЕВА

«Знамя», 14.02.2015





Возврат к списку