Пресса о театре

04.04.2015

«Созвездие Пегаса» в проекте "Театр+зритель"

«Созвездие Пегаса» в проекте "Театр+зритель"

«Мне хочется поднять зрителя до уровня Кржижановского…»

Такое желание высказал режиссер Валерий Шевченко на премьере своего спектакля «Созвездие Пегаса» в Братском драматическом театре в 2012 году. Возобновленный в Год литературы спектакль прошел в конце марта в рамках проекта «Театр+зритель». Все эти годы режиссер Братской драмы Сергей Терпугов, которому Шевченко доверительно передал свое творение, берег спектакль, не давая ему зачахнуть, забыться.

В основе спектакля - пять философских новелл Сигизмунда Кржижановского: «Сбежавшие пальцы», «Дымчатый бокал», «Пни», «Квадрат Пегаса», «Квадратурин». В главных ролях заняты Ольга Ленец, Владимир Крумельницкий, Сергей Терпугов, Виктор Головин, Евгений Хулуев. Они создали удивительную атмосферу тонкого переплетения реальности, иронии, чувственности, фантасмагории. Яркое впечатление от спектакля остается и благодаря необычному предисловию – прямому репортажу из закулисья, кино-видеоряду, пластике мимов, волшебной музыке начала прошлого века, световым эффектам. Благодаря последним зрители то погружались в пугающий мрак комнаты без стен, то кружили среди мириада звезд. К многочисленным действующим на сцене героям можно отнести и роль актрисы театра «Тирлямы» блистательной Анны Овсянниковой. Хотя ее киноэпизодическая хозяйка коммунальной квартиры появляется лишь в двух фрагментах одной новеллы, она настолько колоритна и обаятельна, гротескна и гармонична, что вспоминаешь о ней, снова влюбляясь и аплодируя. Браво!

У Кржижановского, как у Булгакова, Свифта, Кафки, герои уходят в другое бытие: пальцы виртуозного музыканта сбегают из идеального мира, а вернувшись, меняются безвозвратно. Герой другой новеллы получает чудесное средство для увеличения площади своей комнатенки, но «счастье» вынужден скрывать, а затем в страхе бежит от него. Сторож вырубленного когда-то богатого леса продолжает служить ему, бродя среди пней, слыша шум листвы и пение птиц.

Действие развивается стремительно, словно мчащийся автомобиль, ныряющий в темень тоннеля, ослепляемый неоном на крутых поворотах. Оно захватывает дух, пробуждает детективный интерес – что же дальше? И заставляет взглянуть на привычные вещи другими глазами.

Спектакль никого не оставил равнодушным: одни, недоумевая, покинули зал уже в антракте, другие, вдумчиво вникая в действо, вынесли свои впечатления в беседе с артистами по окончании спектакля.

- Спасибо режиссеру и актерам за то, что открыли для меня нового автора в классической литературе. Я обязательно поближе познакомлюсь с произведениями Кржижановского.

- Бесподобная режиссерская находка - пять главных героев на сцене, как пять пальцев на руке, действуют согласованно, направляемые ее владельцем.

- Как артисты смогли выучить такое огромное количество литературного текста и выразительно передать его зрителям?

Литературный критик из Иркутска Светлана Жартун напомнила братским зрителям, что спектакль уже побывал на фестивале современной драматургии им. Вампилова. «Мне безумно интересно смотреть его во второй раз, он меня радует. Еще более радует забытая форма, распространенная в советское время - обсуждение постановки со зрителем, когда в общении пробуждаются живые человеческие эмоции».

«Созвездие Пегаса» - еще один спектакль в репертуаре Братского драмтеатра, который требует напряженной работы души и ума. Его незаурядность подтверждает и приглашение участвовать во втором международном фестивале «У Троицы», который пройдет в июне в Сергиевом Посаде.

Благодарная, думающая публика желает «Созвездию Пегаса» долгой звездной жизни. Такой, чтобы у входа в театр зрители нетерпеливо спрашивали: «Нет ли лишнего билетика?».

Ольга ЛЕОНТЬЕВА





Возврат к списку