Это был тринадцатый спектакль по счету. Но в Братском драматическом не верят в знаки и приметы. Потому что профессионалы. Однако волнение, и очень сильное, было.
Сергей Терпугов, актер и режиссер:
— Конечно, мы все переживали. Спектакль смотрел его режиссер-постановщик Геннадий Гущин. Он провел с нами установочную репетицию, и, конечно, мы чувствовали ответственность и перед ним, и перед пятью сотнями зрителей, которые имеют особенное отношение к спектаклю.
Все зрители – сотрудники Иркутской нефтяной компании. Благодаря ей «Зинуля» появилась на свет. Кроме того, компания в этот день отмечала свой 24-й день рождения. И продолжает развивать БАМ, которому посвящена постановка. В Усть-Куте снова идет большая стройка всероссийского масштаба – копания готовит к запуску завод полимеров. Так что все причины сыграть спектакль на высочайшем уровне сошлись в одной точке, на сцене Иркутского академического драматического театра имени Н. П. Охлопкова. И Братский драматический с этой задачей справился.
Пожалуй, самая сложная и емкая по смыслу и эмоциям сцена спектакля – разговор героини и ее возлюбленного, в котором спорят две правды, две точки зрения на жизнь. У каждой – свои аргументы, весьма веские. Они были актуальны и во времена строительства БАМа, и сейчас. Потому что речь идет о выборе между честью, достоинством, ответственностью перед страной и — личной выгодой, комфортом, приспособленчеством, обывательщиной, – такой понятной, такой притягательной, удобной. «Пойми: ты — человечек особенный, редкий, прекрасный человек! Но ты живешь по одним законам, а многие — по другим… Они живут так, как их учат обстоятельства… А ты живешь, как учит Лев Николаевич! Это прекрасно, конечно. Я тебя не призываю переучиваться. Но ты должна знать — таким, как ты, всегда будет плохо, трудно и больно. Всегда!». И весь зал вместе с Зинулей переживал ее драму – личную и личностную. И был вместе с ней «за»: «Она «за» даже больше, чем мы с вами, вместе взятые!». Исполнители ролей Зинули и Федора Ивановича это поддержку ощущали.
Валентина Фитиль, актриса:
-Очень хороший зал. Красивый, удобный, великолепно оснащенный технически. И наполненный понимающими и сочувствующими зрителями. Нас долго не отпускали, приветствовали стоя, вызывали на бис. И мы сами чувствовали, что выложились полностью, что спектакль получился, сложился.
Андрей Воробьев, актер, главный режиссер Братского драматического театра:
— Каждый спектакль – испытание для актера, каждый забирает много сил. Но мы их не экономили, работали на максимуме, и это был настоящий, уникальный и живой театр. Мы уезжали из Иркутска в прекрасном ощущении отлично выполненной работы.
Режиссер Геннадий Гущин наблюдал за спектаклем «с тренерской скамейки» — из своего родного зала Иркутского академического. Он передал новорожденный спектакль в заботливые руки артистов Братского драматического на премьере в конце сентября. Прошло всего два месяца, а «Зинулю» показали на БАМе – в Усть-Куте, Казачинском, в братской Осиновке для ветеранов «Ангарстроя», а также сотням братчан. За это короткое время спектакль успел встать на ноги.
Геннадий Гущин, режиссер, заслуженный артист РФ:
— Я внимательно наблюдал и за залом. В первые минуты зрители были сосредоточены, а затем стали сопереживать, явно и остро. Спектакль, безусловно, после премьеры стал еще глубже, мощнее. Главное – он живой. Артисты молодцы, большое им спасибо.
Так что Иркутск встретил Братский драматический и «Зинулю» не только снегопадом и дождем, не только десятибалльными пробками на дорогах, но и искренним принятием спектакля, пониманием — на таких «Зинулях» держался, держится и будет держаться мир.