Эхо фестиваля «У БРАТСКОГО МОРЯ». Лора Тирон: «Когда есть свой остров»

Новости

 

Театральный критик Лора Тирон: «Когда есть свой остров»

Моё путешествие в Братск началось с телефонного звонка. Звонил главный режиссер Братского драматического театра Сергей Терпугов.

— Вы сможете приехать к нам на фестиваль?

— А что за фестиваль, когда?

— Хотим провести первый фестиваль театральной молодежи, назвать «У Братского моря» и дать ему имя Геннадия Михасенко, он жил в Братске, много писал о молодых. Нашему театру исполнилось недавно 30 лет, мы тоже молоды, активны, много работаем, востребованы нашими зрителями, конечно, есть трудности, но у кого их сейчас нет… Так что покажем себя и посмотрим, что делается у соседей. Время сложное, но фестиваль задумали давно, спонсоры обещали помочь, поэтому откладывать не будем. Думаю, всё получится. А открыться хотим 1 апреля, в день юмора, и это без шуток!

И, действительно, всё у братчан получилось. Хорошо, когда идея обретает не просто реальные очертания, а превращается в нечто масштабное, значительное и объединяющее. Ведь в жалобах на плохие времена, не способствующие фестивальной жизни, тем более гастролям коллективов, когда нарушен творческий кровообмен и поездки театров в другие регионы почти прекратились, можно опустить руки и жить в ожидании хороших перемен. Но наступят ли они — вот вопрос. А потому нужно обустраивать жизнь в этих временах и не ожидать милостей. Активные, креативные, энергичные руководители театров так и делают. Засучив рукава, ищут новые формы привлечения зрителей в театр, новые формы работы в сложившихся «исторических обстоятельствах», ищут меценатов, изучают современные методы менеджмента, рекламы, организации и проч.и проч.

— Главное, чтобы театр жил и продуктивно работал, — говорит директор Братского драматического театра Любовь Николаевна Кудряшова, — тем более в таком индустриальном, провинциальном сибирском городе, как Братск. Развлечений, полезных душе и сердцу, у нас немного. Театр, можно сказать, единственный, он альтернатива всему прочему. Я верю в воспитательное, просветительское значение театра, в его высокую миссию возвышения чувств и души. Сила слова много значит. Кто же будет делать это за нас? Весь корень зла — в бездуховности. Человек после хорошего спектакля становится лучше, в нем поселяется добро и свет, и это, возможно, удержит его впоследствии от каких-то дурных поступков. Я не идеализирую и не говорю, что все зрители будут от нас выходить хорошими людьми, но кто-то задумается…

О проблемах Любовь Николаевна говорит спокойно, без нервов, с улыбкой.

— Их просто нужно решать, а не паниковать, — всё взвесить, продумать, сосредоточиться, и… спокойно начинать работать.

Она относится к тому типу людей, которым интересно всё, если это талантливо, она поддерживает все идеи и проекты, идущие от коллектива, от труппы, а фонтанировать идеями они могут бесконечно. И идею фестиваля она поддержала сразу, хотя понимала все финансовые проблемы, связанные с ним. Она прирожденный творческий лидер, талантливый организатор, у неё безошибочная интуиция, которая ведет её по жизни. А еще она обладает не менее важным качеством, вернее искусством – способностью любить. Любить свой театр, свой коллектив, любить каждого в отдельности. Я видела, как радостно сотрудники театра заходили к ней в кабинет, который, кстати, постоянно открыт, делегациями или поодиночке, и дарили — кто букеты, а кто просто розу в её день рождения, который случился в день закрытия фестиваля, 4 апреля, и на её столе постепенно вырастала целая оранжерея…

Открывали фестиваль молодежной пьесой Геннадия Михасенко «Милый Эп», в постановке Олега Кравзе и Сергея Терпугова, которую показали самые молодые актеры Братского драматического и студийцы экспериментальной студии «Театр+». Студия существует при театре шесть лет и в ней занимается молодежь – школьники, студенты. А закрывали этот театральный праздник хозяева фестиваля спектаклем по пьесе американского драматурга Марши Норман «Спокойной ночи, мама» в постановке Сергея Терпугова. Думается, очень правильным было решение организаторов расставить акценты именно так, начав разговор со времени 70-х прошлого века, в котором написана пьеса Михасенко, и которые принято называть застойными, и перейти к современной пьесе, в которой отражены многие пороки времени сегодняшнего. Оно сильно изменилось, в обществе произошли и идут почти необратимые процессы и те проблемы, еще только смутно заявлявшие о себе в сеимидесятых годах, стали явными, чудовищно-неразрешимыми сегодня, в веке двадцать первом. Фестиваль изначально задал высокую планку, пригласив к серьезному разговору, и наряду с капустными развлечениями, которые неотделимы от веселой фестивальной жизни, его участники размышляли над серьезными вопросами, думали и высказывали свои мысли.

Нужной и полезной частью фестиваля стало обсуждение спектаклей зрителями сразу по его окончанию. Зрители могли задать вопросы режиссеру, актерам, поделиться мнением об увиденном. Так возникал диалог, отклик, который важен театру.

Многие зрители не отсиживались, активно включались в разговор. А потом наступало время разбора спектаклей с членами экспертного совета, который представляли: Валерий Шевченко — актер, режиссер, лауреат международных, российских кино и театральных фестивалей, генеральный директор фестиваля пантомимы «Белая Маска», педагог ВГИКа (Москва), Лора Тирон — филолог, театровед, журналист (Иркутск), Елена Константинова — актриса, режиссер, педагог (Иркутск).

Фестиваль — это не только площадка для просмотра спектаклей, но и создание особого пространства для искреннего и заинтересованного общения, споров, в которых не всегда рождается истина, но всегда есть место для разносторонних мнений. На обсуждения приходили не только актеры того театра, который накануне показывался, но и из других трупп, и это говорило об их интересе, о возможности отметить какие-то творческие удачи внутри каждого спектакля, а это важно для артистов, для самих театров. На разборах была видна готовность прислушаться; понимание, что взгляд со стороны — не указующий перст, а стремление помочь, разобраться, докопаться до чего-то главного, существенного.

Спектакли, показанные в рамках I фестиваля им. Г.Михасенко «У Братского моря» были неоднозначны по художественному уровню, мастерству, по эстетической составляющей, но они показали срез тех проблем и вопросов, которые волнуют театры. Вместе со зрителями режиссеры пытаются разобраться в болевых точках своего времени, сказать о том, что беспокоит, найти нестандартные подходы, осмыслить сегодняшний день.

Заслуженный коллектив народного творчества театр «Факел» (г.Ангарск) привез на фестиваль спектакль «Нервные люди» по рассказам Михаила Зощенко в постановке режиссера Александра Кононова, — опытного, знающего, мастеровитого. Цепь блестящих рассказов писателя была сыграна на потоке энергии его молодых артистов, где гротеск и метафора – всё было в меру и к месту. Органично, без шероховатостей переходил один рассказ в другой, перенося место действия из трамвая в коммуналку, а оттуда — на оживленную улицу или базар. Действие подавалась легко, без натуги или вымученной искусственной улыбки, а юные артисты получали радость от игры и доставляли это удовольствие зрителям. Был отмечен и ряд очень интересных, обаятельных, ярких характеров.

Покорил спектакль «Маленькая история о большой мечте» по рассказу Людмилы Улицкой Братского театра кукол «Тирлямы» в постановке Владислава Костина (Москва). Актеры поведали трогательную, одновременно веселую и грустную историю, наполнив пространство глубиной, радостью бытия и большой любовью.Маленький рассказ Улицкой, который и читается-то минуты 3-4, театр превратил в полноценную пьесу, которую я бы назвала «сказкотерапией», где люди и животные живут рядом, ссорятся-мирятся, удивляются, плачут и радуются, а всё вместе в итоге складывается в душевную, очаровательную и волшебную историю, где всё, от сценографии до актерской работы, существует в единой гармонии.

Театр г.Усть-Илимска показал фантазийную мелодраму «Ботинки на толстой подошве» П.Гладилина в постановке режиссера Павла Ковальчука. В спектакле хорошие актерские работы, много сцен, наполненных юмором и с самого начала режиссером задана форма, рисунок, в котором они существуют. Актерами созданы обаятельные и живые характеры, находящиеся во власти обстоятельств и проявляющие себя то адекватно, а то не совсем в круговороте жизни. Зрители соучаствовали действию, переживали эмоционально, а в итоге выходили к финалу на серьезные размышления.

Закрывали фестиваль братчане, хозяева фестиваля, спектаклем «Спокойной ночи, мама», о котором я упомянула выше. Это жестко написанная пьеса, именно так же жестко по форме выстраивает режиссер Сергей Терпугов свой спектакль, следуя точно авторскому тексту и жанру, лишь в финале допуская отступление, сделав его отличным от авторского. Наверное, такой финал приемлем, потому что чудовищно безысходен он у Марши Норман, которая не оставляет ни героям, ни зрителям никаких иллюзий и надежд. Но внутренне человек устроен так, что не может существовать без надежды, и он всё равно оставляет для себя где-то глубоко, в подсознании, хоть каплю любви, каплю веры, пусть хотя бы в театре… Поэтому финал в Братском драматическом театре вполне оправдан, когда появляется маленькая девочка, возвращающая нас как бы в начало еще не прожитой героинями жизни, Матери и Дочери, тем самым давая зрителям ту самую надежду, что отношения сложатся иначе. Хотелось бы сказать о прекрасно сделанных работах засл.арт. России Ирины Кузнецовой и арт. Галины Соболевой. Режиссер Сергей Терпугов, человек необычайно талантливый, серьезный, ироничный, глубокий, вдумчивый, дал актрисам четкое понимание того, чего хочет, и они показали результат. Спектакль получился цельным, эмоциональным, сильным, где пространство наполнялось глубокой, острой, подлинной болью за еще одну молодую душу, добровольно, раньше отпущенного срока, покинувшую землю.

В рамках фестиваля прошли интересные мастер-классы Валерия Шевченко по сценической пластике и Елены Константиновой по актерскому мастерству, на которых все желающие могли выявить возможности своего тела при помощи профессиональных тренингов открыть в себе какие-то новые возможности.

Все дни фестиваля атмосфера была располагающей, искренней, душевной.

Братский театр стал настоящим Домом, где все чувствовали себя уютно и хорошо. Сохраняя традиции гостеприимства, заботы и тепла о каждом приехавшем на фестиваль, хозяева были предупредительны и внимательны, чего иногда не достает многим более масштабным фестивалям, когда гости предоставлены сами себе и, что очень важно, всем была дана возможность быть на фестивале до конца, с первого до последнего дня. Вечерами артисты приехавших театров и хозяева фестиваля показывали капустники, равных которым я давно не видела, соревнуясь между собой в великолепном чувстве юмора, где было место и веселым розыгрышам, и шуткам, и репризным сольным номерам. А какие чудные были интермедии перед началом каждого спектакля, приготовленные опять же хозяевами фестиваля, где заводилами выступали Виктор Головин, Роман Калиниченко, Сергей Терпугов и Юлия Панкова, которые органично вводили в контекст предстоящего действа и в то же время — с добрым юмором, который считывался зрителями.

Фестиваль выполнил свою миссию, создав в городе на это время незабываемый праздник не только для артистов, но и для всех жителей Братска.

Какой яркой и незабываемой нотой прозвучало веселое карнавальное шествие по улицам города в день закрытия! Прохожие останавливались, улыбались и провожали удивленными взглядами красочно-разодетую костюмированную колонну, которая проследовала к улице Кирова, где прошло открытие символического Монумента Сибирской дружбы. А утром того же дня все желающие могли поехать на экскурсию на Братскую ГЭС и этнографический музей под открытым небом «Ангарская деревня.

Первый фестиваль « У Братского моря» получился вовсе «не комом», напротив — стал ярким началом, серьезно заявив о себе, дав надежду на продолжение, а его проведение стало возрождением и сохранением единого театрального пространства. И это не просто слова. Они обретают смысл, когда люди встречаются, смотрят друг другу в глаза и осознают, что у них есть одно общее дело, общая тема, которой они занимаются, – Театр.

Лора Тирон

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Братский драматический театр