В начале апреля впервые в истории Братска состоялся фестиваль театральной молодежи «У Братского моря» имени Геннадия Михасенко. Спектакли и мастер-классы, капустники и знакомство с местными достопримечательностями, круглый стол с обсуждением постановок и пресс-конференция с подведением итогов, праздничный салют на открытие и карнавальное шествие на закрытие – и это далеко не все, что было предусмотрено программой трехдневного театрального форума, в котором приняли участие театры Братска, Усть-Илимска и Ангарска.
Театры были разные, спектакли разножанровые. Но все они получили высокую оценку экспертов фестиваля — актера, режиссера, лауреата международных, российских кино- и театральных фестивалей, генерального директора фестиваля пантомимы «Белая Маска», педагога ВГИКа Валерия Шевченко, театрального критика, руководителя литературно-драматургической части Иркутского театра юного зрителя Лоры Тирон и актрисы, режиссера, мастера сцены ТЮЗа, педагога Иркутского театрального училища, члена правления Иркутского отделения Союза театральных деятелей РФ Елены Константиновой.
Братский театр кукол «Тирлямы» показал «Маленькую историю о большой мечте», которую поставил по мотивам сказки Людмилы Улицкой московский режиссер Владислав Костин. Усть-Илимский театр драмы и комедии представил работу молодого режиссера Павла Ковальчука — фантазийную мелодраму по пьесе Петра Гладилина «Ботинки на толстой подошве». Народный театр «Факел» из Ангарска порадовал публику спектаклем «Нервные люди» по рассказам Михаила Зощенко. Поставил его педагог и бессменный режиссер «Факела» Александр Кононов. Братский драматический театр удивил участников фестиваля новой работой главного режиссера Сергея Терпугова «Спокойной ночи, мама», поставленной по пьесе Марши Норман.
Оценку каждой работы жюри сформулировало в дипломах, которые по окончании фестиваля вручали артистам. Так, коллектив из Ангарска наградили «за создание точной атмосферы творчества Михаила Зощенко, за актерский ансамбль ярких индивидуальностей, за стойкость в служении театру». Усть-Илимский театр получил диплом «за актерскую органичность, за многослойность подачи драматургической основы, за крепкую творческую команду». «За стильное воплощение литературного материала, за бережное отношение к детям, за воспитание веры в свою мечту» отметили эксперты Братский театр кукол, а местный БДТ заслужил награду за «актерское мастерство, неординарность прочтения пьесы, за мужество в воплощении остросоциальной темы».
Эксперты не обошли вниманием и оргкомитет фестиваля во главе с директором БДТ Любовью Кудряшовой, без которой, по общему признанию, театрального праздника просто бы не состоялось.
Все — и жюри, и участники — отметили безупречную организацию этого необычного для Братска мероприятия и его добрую атмосферу. «Фестиваль получился изумительный по душевной щедрости, которой актеры делились со зрителем», — подчеркнула Елена Константинова. «Я бывала на разных фестивалях. Но такого количества теплоты, света, заботы, которые разливались на участников, нигде не встречала», — призналась театровед Лора Тирон. За это тепло Валерий Шевченко нарек братский фестиваль «варежкиным». Кстати, все участники в качестве знака дружбы и тепла получили в подарок любовно связанные сотрудниками БДТ варежки. Они и стали символом театрального форума.
По мнению Лоры Альбертовны, яркое и позитивное начало обещают, что фестиваль, история которого только зарождается, ждет хорошая дорога, особенно при наличии такой команды и такого лидера, как Любовь Кудряшова. «Конечно, спектакли были разного достоинства, разного уровня. Так всегда бывает. Но в них был градус доброты, разговоры о человеке, о его пребывании в этом мире, и мы это будем продолжать», — пообещала литературный критик.
Участникам очень понравилось, что на фестивале проводился разбор спектаклей, были организованы великолепные мастер-классы, которые позволяли погружаться в систему мастерства. Оценили они и возможность показать репертуарные, а не специально поставленные фестивальные спектакли, как это принято в других городах. «Специальные постановки как-то скукоживают театральное искусство и театральный процесс, а здесь такого не было. И это прекрасно!», — восторгался Александр Кононов.
По мнению Валерия Шевченко, основная задача хорошего фестиваля – это развитие театрального творчества, это учеба и режиссеров, и актеров, это встречи с хорошими артистами, хорошими спектаклями, хорошими режиссерами. И в Братске эта функция была выполнена на все сто процентов. Администрациям городов московский режиссер рекомендовал как можно чаще поворачиваться лицом в сторону театрального искусства и обязательно финансировать такие мероприятия. «Мы через театр открываем мир молодым ребятам и формируем их. Я не знаю, какими недалекими нужно быть ответственным товарищам в разных городах, чтобы не понимать – вот эта та самая интеллигентская прослойка, которая держит все. Уйдет театр – и будут ходить по улицам мертвые души», — убеждал Валерий Вадимович.
Завершился фестиваль карнавальным шествием. С веселыми речевками и лозунгами участники прошли по улице Кирова, где торжественно открыли изготовленный декораторами монумент Сибирской Дружбы. Впрочем, это – не конец, а только начало тесного сотрудничества театров Приангарья. И доказательством тому – запланированные на сентябрь обменные гастроли Братского и Усть-Илимского театров.
Венера Лискина
«Братский лесохимик»