Зинулина правда

Новости

Братский драматический открыл театральный сезон премьерой. 50-летию БАМа посвятили спектакль «Зинуля» по пьесе советского драматурга Александра Гельмана. В семидесятые-восьмидесятые спектакли и фильмы по Гельману широко шли по всему Союзу не только потому, что был заказ  сверху на производственную тематику, но и потому, что на фоне строек  этому драматургу и сценаристу удавалось говорить на вечные темы добра и зла в человеке. И, когда у руководителей Иркутской нефтяной компании и Фонда развития русской культуры родилась идея создать спектакль к юбилею Байкало-Амурской магистрали, режиссер и заслуженный артист РФ Геннадий Гущин (Иркутский академический драматический театр  им. Н. П. Охлопкова) посоветовал выбрать пьесу Гельмана и «заземлить» ее на стройке века. Посоветовал и…  решил сам поставить.  Почему?

Геннадий Гущин:

— Это очень качественная, крепкая драматургия. Пьеса «Зинуля» написана по всем законам этого искусства. С ней хочется работать. И важно, что она появилась именно тогда, когда строился БАМ. Когда человеческие характеры проявлялись в экстремальных условиях. Когда социальная жизнь строилась совершенно по другим ориентирам, нежели сейчас. Когда на первом месте был не личный успех, а общее дело. Так какими были эти люди? Какими были их внутренние психологические установки? Понятно же, что построить весь этот экономический базис, на котором мы стоим сейчас, невозможно было без идей и энтузиазма. Они, строители БАМа, Братской ГЭС, городов и предприятий Советского Союза, точно были особенными – чтобы это понять, достаточно было поговорить в братскими ангарстроевцами и почитать бамовскую поэзию. Нам, творческой группе спектакля, хотелось не только напомнить – как это было, но и понять, почувствовать. Потому что без веры в себя, в страну, без самоотдачи, жертвы личными интересами во имя высокой цели не только ничего серьезного не создать – даже не сохранить того, что было ранее создано. Вот почему, вот ради чего родилась «Зинуля».

В пьесе конфликт выливается в одиночный пикет, что в те времена воспринималось как ЧП. Героиня решается на этот поступок, чтобы отстоять себя, свое человеческое достоинство. А вокруг – люди. И каждый проявляет себя в ситуации, и у каждого – свои аргументы.  Зинуля – в меньшинстве. По сути – одна за себя.

— Интересное дело — мужик копил деньги, ждал машину, а ему фигушки! И из-за чего? Из-за докладной какой-то засранки! Ты еще спасибо скажи, что так. А то когда-нибудь пойдешь по стройке, а тебе — хоп! — кирпич на голову свалится… случайно! Надо быть человеком!

— Никому не надо твое старанье, ты можешь это понять?.. Ходячая газета!

— Пойми: ты — человечек особенный, редкий, прекрасный человек! Но ты живешь по одним законам, а многие — по другим. Для них самое главное — побольше заработать, жить лучше, богаче. И этой своей лучшей жизни они добиваются, приспосабливаясь к тем условиям, которые их окружают…

— Надо выбирать. И надо себя знать… и как-то с достоинством нести свою судьбу. А не впадать в истерику, усаживаясь на первый попавшийся пенек. Так пеньков не хватит!.. Отступить вовремя — это тоже мужество, Зина. Сохранив себя, свою душу, свою честь. Я же тебе не враг, прожил в два раза больше тебя, что-то понимаю. Поэтому я прошу тебя — встань и забудь! Слышишь?

Самый сложный по эмоциональному накалу и смыслу – диалог героини с любимым человеком. Не зря Гельман, а вслед за ним Гущин отдают ему особенное место. Послушать Федора Ивановича – и ведь все верно он говорит, все логично, во всем – здравый смысл. Как часто именно в этом растворяются идеи, принципы, вера! Искушение поддаться, сдать свои позиции, пойти на поводу, сделать выбор в пользу легкого, компромиссного существования всегда было большим испытанием, а сегодня – особенно. Потому спектакль будет принят и понят людьми разного возраста, — считает исполнитель роли Федора Ивановича, режиссер Андрей Воробьев:

— Гельман очень точно подметил, каким образом приспособленчество, мещанство вползает в человеческую природу. Мой персонаж создает целую систему защиты, оправдания своего предательства. Этому особенно тяжело противостоять, потому что уговаривает смириться самый близкий человек. Тем значимей личность и характер Зинули. На таких держится мир. И советский человек – это не миф. Не совок, как нам пытались внушить – вот так же, ползком, на компромиссах, на перспективах сытой беззаботной жизни. Я думаю, спектакль будут смотреть и молодые. У Гущина быстрый монтаж сцен, действие держит, не отпускает внимание – это созвучно восприятию молодежи. И юношеский максимализм, и генетическая память, и поиски ответа на вопрос – как жить —  должны сыграть свою роль. А роли в спектакле  яркие получаются. Особенно у Валентины Фитиль. Она сама, как  ее Зинуля, двигает эту линию человеческую.

Зинуля, конечно, идеалистка. Наверняка воспитанная на идеалах Великой Отечественной, советских лет. Читавшая правильные книги, о которых пел Высоцкий. И потому она идет до конца:

— Слушай сюда! Я не поднимусь с этого пенька, пока ты не расскажешь все начальнику… и пока вы оба не приедете просить у меня прощения! У меня, понял? Ты будешь просить прощения у меня! Вот здесь! У меня! Вот здесь! Я не муха, которую можно прихлопнуть на ходу!

А вот случись подобное сейчас, в наши дни – как бы поступила современная Зинуля? У Валентины Фитиль с ее Зинулей – много общего. Актриса понимает свою героиню:

— Такие люди всегда были и есть. Мы же все хорошие, изначально. Мы хотим уважать себя. Мы хотим жить достойно, быть частью чего-то важного. Иначе все пресно, мелко, неинтересно. Поэтому тема Зинули, мне кажется, трогает каждого. У кого получается и у кого – не очень. Какими бы разглагольствованиями не подкреплялись оправдания, мы же все равно внутренне понимаем – где правда. А правда у Зинули простая – жить честно, по справедливости. Это тяжело, но в этом – смысл, спасение и надежда.

Во время работы над спектаклем в театре родилось устойчивое выражение – «сесть на пенек». Это значит – отстаивать свое мнение во имя истины, не быть конформистом. Упереться, доказывать, добиваться. И прекрасно, что есть современные примеры. Вот и получается, что, стремясь заглянуть в прошлое, создатели спектакля «Зинуля» открывают нам настоящее. Выбор между комфортом, частными интересами и ценностями, потребностями страны, общества сегодня делают многие, многие. Вновь пришло время больших дел. Поднять этот груз может только одно – зинулина правда.

 

 

 

 

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Братский драматический театр