ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ БАЛАШОВСКОГО ДРАМТЕАТРА ВЛАДИМИР ПОПОВ: «ВОЗРОЖДЕНИЕ РОССИИ НАЧНЁТСЯ С ПЕРИФЕРИИ»

Пресса

В БРАТСКЕ ПРОХОДЯТ «БОЛЬШИЕ ГАСТРОЛИ» БДТ, ОРГАНИЗОВАННЫЕ РОСКОНЦЕРТОМ ПО ВСЕРОССИЙСКОМУ ГАСТРОЛЬНО-КОНЦЕРТНОМУ ПЛАНУ МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

В Братске с 20 по 22 апреля проходят «Большие гастроли» Балашовского драматического театра (Саратовская область), организованные Росконцертом по Всероссийскому гастрольно-концертному плану Минкультуры России.

ТЕАТРАЛЬНЫЙ «ОБМЕН»

В эти апрельские дни начались обменные гастроли между двумя БДТ – Балашовским и Братским драматическими театрами. Без сомнений это заметное событие в нашей городской культуре. Вчера заслуженный артист РФ, художественный руководитель Балашовского драматического театра Владимир Попов, директор театра Татьяна Чучкова, артист БДТ, преподаватель актёрского мастерства Денис Майданюк, директор Братского драматического театра Любовь Кудряшова провели пресс-конференцию. В ней прияли участие и артисты Балашовского театра.

Театральный коллектив прибыл в Братск два дня назад. Сегодня вечером публике будет показан гастрольный спектакль — комедия Бориса Буржо «Мужчины НЕ ТАНЦУЮТ стриптиз» и днём сказка по М. Бартеневу «Про Иванушку-дурачка» (уже прошла). 21 апреля артисты БДТ покажут комедию «Последний пылкий влюблённый» (Н. Саймон), 22-ого — ещё раз спектакль про Иванушку-дурачка и мюзикл «Вожак» (Захария Станку). Гастроли продлятся всего три дня, и уже сейчас известно, что билетов в кассе почти не осталось. Это аншлаг. ​ ​

В свою очередь Братский драматический театр в ближайшие дни отправляется в Балашово. Спектакли на сцене Балашовского драмтеатра пройдут с 27-го по 30 апреля.​ ​

СМОТРИТЕ, КТО ПРИШЁЛ!

Пресс-конференция прошла в театральном кафе. Спикеров было намного больше, чем журналистов. Можно сказать, что наши СМИ сиротливо разместились за одним столиком. Тем не менее, кто пришёл, тому повезло. Журналисты были вознаграждены тем, что услышали интереснейшие истории от гостей из Балашова, некоторые из которых, как выяснилось, были вовсе и не гостями, а своими людьми.

Директор Братского драматического театра Любовь Кудряшова поблагодарила коллег за тот театральный праздник, который в ближайшие дни состоится в Братске. Для Балашовского театра, которому не так давно исполнилось 105 лет, — это первые в истории БДТ гастроли в таком территориальном отдалении от дома. Пять тысяч километров. Перелёт на самолёте большого коллектива – 30 человек. Восемь дней в пути двух фур с театральным реквизитом. ​ ​

— Для нас это огромное событие, — сказала Любовь Кудряшова. – Четыре года назад мы впервые начали разговоры о возможности «Больших гастролей» наших театров. Сначала это было как шутка. БДТ едет в БДТ. Трудно было поверить в то, что всё получится.

Любовь Кудряшова рассказала, что всего в программу «Большие гастроли» в этом году попали 98 театров России. Обменные творческие туры – это огромные расходы: в этот раз 4 миллиона рублей на два театра. И они никогда бы не состоялись, если бы не государственная поддержка. Художественный руководитель БДТ Владимир Попов подтвердил, что и у них, конечно, был небольшой скепсис, когда они увидели «ценник» на самолёт.

— Мы сомневались, потому что это большое расстояние, да ещё и на самолете, — сказал он. — И то, что это случилось — это воля Божия.

Владимир Николаевич отметил, что в советские времена обмениваться спектаклями было традицией. Расходы на гастроли закладывались в бюджеты театров.

— И эти обменные гастроли были всегда, — сказал он. – Сейчас, спустя тридцать лет после начала уничтожения русской культуры, начинается её возрождение. И это очень важно. Потому что за счёт творческого обмена идёт культурное взаимообогащение и рост зрительского контингента, коллективов театров. Нельзя всё время вариться в собственном соку, важно меняться. Да и просто смена города, другая архитектура, другие люди, другой менталитет. В этом мы черпаем образы, которые потом представляем на сцене. Сейчас мы вернёмся домой и сразу начнем ставить Вампилова. А перед этим мы поставили «Любовь и голуби» Гуркина, и они у нас успешно идут.

Владимир Попов припомнил, что в годы СССР в Братск приезжал и Ленинградский театр, и Игорь Моисеев на целый месяц. И тут мы поняли, что для художественного руководителя Балашовского драмтеатра город Братск – это не пустой звук, и что ему известно о нём намного больше, чем мы думали. Так оно и оказалось. А Владимир Николаевич продолжал нас удивлять своим рассказом.

— Менталитет Братска другой. Здесь идёшь по Ленина, а там ряд домов с огромными мастерскими для художников. В Балашове такого нет. И творческие направления здесь были совершенно потрясающие, уникальные, — рассказывал он. – И монументалисты, и керамисты, и кого только не было. И город напитывался культурой. Комсомольская стройка вливала сюда огромные культурные ресурсы со всех регионов страны. Поэтому и развивалась здесь эта инфраструктура. Город строили «сливки общества». Здесь Театру кукол уже за 50 лет, а Братскому драматическому – 37. ​ ​ ​

Владимир Попов очень вдохновенно об этом рассказывал, и всё же кто-то робко заметил, что мастерские-то есть, но художников уже нет. Но вопрос о том, где они сейчас и как живут — это тема, мы думаем, для отдельного разговора.

— Я родился в таком леспромхозе – это Варгалик возле Харанжино в Братском районе, от которого сейчас, кроме пня, на котором я когда-то пел похабные частушки, ничего не осталось. Потом, в четыре года, меня привезли в Порожский, и я закончил восемь классов в порожской школе N 6. После тулунского училища пришёл туда преподавать изобразительное искусство и черчение. До армии школьную четверть преподавал там. Потом пришёл с армии и устроился в школу N 3. В то время заслуженный учитель Российской Федерации Диана Николаевна Шкерина открывала школу N 44, с эстетическим уклоном. И я был там первым учителем, и мы были первой такой школой в России, где открывались классы с углублённым изучением изобразительного искусства. У нас была целая гвардия и театралов, и хореографов, и музыкантов, и кого только не было. И мы были молодые, весёлые, задорные, буйные, с комсомольским нравом. Это была братская выучка. Очень ценю и помню тех людей, которые дали мне здесь путёвку в жизнь. Потом получил образование в Улан-Удэ, позже возглавлял Братский театр кукол.

А Любовь Кудряшова добавила немного истории.

— Это был 1995 год. Тогда ТКЦ «Братск-АРТ» объединил ДК «Металлург», театр кукол и драматический театр под одной крышей и Юрий Гусев назначил директором театра кукол Владимира Попова, — рассказала она. ​

Сам Владимир Николаевич наши расспросы не оставил без внимания, и дополнительно мы узнали от него, что сейчас в Порожском у него живёт старшая сестра — Люба Шергина, и он после пресс-конференции поедет к ней. Там тётки, племянники, дядька по отцовской линии. В Братске у него осталось много друзей. Позавчера ездил в Тулун, встретились с однокурсниками. Завтра договорились встретиться с педагогами братской школы N 44 школы. На встречу придёт Диана Николаевна Шкерина.

— Я уехал из Братска, когда мне было 30 лет, — рассказывает Владимир Николаевич. – А из села Варгалик, когда мне было четыре года. Отец родом из старого Братска. Он полуцыган, полуполяк. Бабушка здесь похоронена, мама из села Бада — они пермские переселенцы с 1914 года, когда была засуха и несколько семей пермских крестьян переехали сюда. Нас в семье было трое детей. Люба работает в Порожском, один из моих племянников играет в спектакле «Вожак», и Бориса Борисовича в «стриптизе».

Зная нравы столичных российских театральных элит, мы аккуратно спросили Владимира Николаевича, не изменилась ли у Балашовского драмтеатра за прошедший год зрительская аудитория, и он сразу понял, о чём на самом деле мы хотели спросить. ​

— У нас – нет, — ответил он. — Мы всегда работали на патриотическом подъёме, даже когда шла вся эта «серебряковщина». Я до мозга костей русский, я люблю Россию, люблю россиян, и не могу терпеть, когда издеваются над Островским, над Чеховым. Когда это превращают в пошлятину и чернуху. У нас с публикой всегда был контакт.

Владимир Николаевич считает, что возрождение России пойдет с периферии.

— Я всегда говорю своим ребятам, когда они едут на фестивали, что кроме отряда извращенцев в жюри, есть люди, которые всё видят нормально. Мы работаем для людей. Пусть мы не получим дипломы на фестивалях, но когда зал встал и аплодирует нам, — вот это для нас тот наркотик, ради которого можно жить и работать. Очень надеюсь, что Россия возродится. Господь нас защищает. Рад, что сейчас я в Братске. Здесь мои зрители, мне с ними легко, здесь люди, которых я люблю. ​ ​

 

ИСТОРИЯ БАЛАШОВСКОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА НАЧАЛАСЬ В 1897 ГОДУ СО СПЕКТАКЛЯ ЛЬВА ТОЛСТОГО «ВЛАСТЬ ТЬМЫ»

История Балашовского драматического театра началась 105 лет назад в городе Балашов. В октябре 1918 года на сцене театра состоялся спектакль Л.Н. Толстого «Власть тьмы».

Владимир Попов говорит, что это по-настоящему старинная русская история театра с большим классическим репертуаром. ​

— С момента образования наш театр не закрывался ни на год, — рассказывает он. — Во время Великой Отечественной войны одна бригада гастролировала по фронтам. Вторая работала в городе. Если смотреть в историю, то после революции в Балашове открылось четыре профессиональных театра. Просуществовали они не долго, и слились в один — Балашовский драматический театр. В разное время он по-разному назывался: и городской театр, и колхозно-совхозный театр, и даже был областным. Театр работал во все времена, даже самые исторически сложные. И в Гражданскую войну существовал. Наша история богата – поставлено более тысячи спектаклей. За 105 лет одна только «Женитьба Бальзаминова» Островского ставилась 10-15 раз. После революции театр ставил в неделю по три спектакля. У нас существовала школа суфлёров. Город маленький – 20 тысяч населения, зал был на 600 мест. И спектакли выпускали прямо как жареные пирожки.

Владимир Николаевич подробнее рассказал, с чем в этот раз Балашов приехал в Братск.

— Мы привезли абсолютно разные спектакли, — говорит он. — Наша визитная карточка – спектакль «Мужчины НЕ ТАНЦУЮТ стриптиз». Это спектакль о большой мужской дружбе, которая помогла нам выжить в 90-е годы. В спектакле много танцуют и вживую поют. Мы покажем комедию «Последний пылкий влюблённый», в которой герой понимает, что прожитые им годы были серыми и однообразными, и тогда он бунтует против унылой, размеренной повседневности. Мы обязательно покажем детскую сказку – «Про Иванушку-дурачка» (в эти минуты спектакль уже прошёл, — от ред.). Будет «Вожак», о котором я уже говорил. К сожалению, из-за технических возможностей некоторые спектакли, которые мы бы хотели показать, мы не привезли. Тем не менее, братский зритель увидит, что наш театр – это слияние разных жанров. Мы многое можем. Конечно, я переживаю, чтобы всё прошло не хорошо, а очень хорошо. И чтобы гастроли запомнились как отличные.

 

ВЛАДИМИР ПОПОВ. КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ:

Владимир Николаевич Попов — заслуженный артист РФ, художественный руководитель Балашовского драматического театра, член Союза театральных деятелей РФ и режиссёр всех привезённых в этот раз спектаклей. Награждён орденом «За заслуги перед Отечеством II степени», медалью Международного союза музыкальных деятелей РФ.

Родился 11 июня 1969 года. Учился в Улан-Удэнском государственном институте культуры (отделение «Режиссура народного театра»), в 1994 году перевелся в Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства на отделение «Режиссура», которую закончил в 1998 году.

В 1993 работал в театре кукол «Тирлямы» г. Братска в качестве артиста, с 1994 года работает в этом театре режиссёром, а в 1995 году становится художественным руководителем театра.

В 2001 году был главным режиссёром Красноярского театра кукол «Золотой ключик».

В 2002 году переезжает в Балашов (Саратовская обл.), где становится главным режиссёром Балашовского драматического театра. С 2003 года приступает к обязанностям директора, а чуть позже — художественного руководителя. В 2004 году принимает участие в открытии отделения «Актерское искусство» при Балашовском музыкальном училище. Практически все артисты труппы театра являются его бывшими студентами.

В 2010-15 гг. преподавал на кафедре «Мастерства актера» СаТИ, где имел собственную мастерскую. Новый курс был открыт в 2022 году.

С 1993 года работает в качестве артиста. У него было много режиссерских работ в Красноярском театре кукол «Золотой ключик» и несметное количество режиссерских работ в Балашовском драматическом театре. И возможно, многие театралы-братчане помнят его режиссерские работы в Братском театре кукол «Тирлямы». Вот они:

 

С. Макевич, «Бояка мухи не обидит (1994).

М. Бартенев, «Елена Премудрая» М. Бартенев (1995).

М. Супонин, «Как лиса медведя обманывала да сама попалась» (1996).

В. Орлов, «Мы снимаем детектив» (1996).

А. Попеску, «Солнечный лучик» (1997).

В. Попов, «Волшебный изумруд» (1998).

У. Шекспир, «Ромео и Джульетта» (1998).

В. Попов, «Новогодние приключения клоунов Гоши и Проши» (1999).

В. Попов, «Посмеемся вместе» (1999).

Л. Устинов, «Морозко» (2000).

Б. Шоу, «Великая Екатерина» (2001)​.

 

 

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Братский драматический театр