ВЛАДИМИР КУЛИКОВ: СПЕКТАКЛЬ О РУССКОЙ ЖИЗНИ И О ВОЙНЕ

Пресса

Не побоимся сказать высокими словами о том, что два дня назад в театре-студии «9 идея» (ул. Пионерская) прошёл уникальный, замечательный и очень своевременный патриотический моноспектакль по роману знаменитого братского писателя-фронтовика Иннокентия Черемных. Это был спектакль одного актёра, самостоятельная работа Владимира Куликова, который в 2004 году пришёл в Братский драматический театр и с тех пор узнаваем и любим братской театральной публикой.

Полуторачасовое действие состоялось в небольшом камерном зале, с минимальным «бутафорским» набором: три стула, солдатская пилотка и пиджак. Но этот минимализм ещё больше подчёркивал актёрский талант Владимира Куликова и талант писателя Иннокентия Черемных. И даже несмотря на то, что это был скорее рабочий вариант и первые пробы, а тема была очень сложной и не развлекательной, иногда со старыми русскими диалектизмами, спектакль прошёл на одном дыхании и для самого актёра, и для в общем молодой аудитории.

Открывая спектакль и обращаясь к публике, Владимир Куликов сказал, что для него сегодняшний день – особенный, потому что все пришедшие ему знакомы, поблагодарил за то, что выбрали время. Особо подчеркнул, что спектакль посвящён легендарному человеку, фронтовику-разведчику, первостроителю Братска, члену Союза писателей СССР.

— У каждого писателя свой неповторимый почерк, — сказал Владимир Куликов. — У Иннокентия Захаровича он автобиографичен. Но это не скучные страницы его биографии. Это бурная жизнь, наполненная испытаниями, порой жесткими и жестокими, которые он преодолел. И сейчас, когда полмира ополчились на нас, россиян, на нашу страну, нам нужен опыт Иннокентия Захаровича.

Владимир Куликов также рассказал, что поначалу к идее спектакля отнёсся прохладно, но в процессе работы все больше загорался.

И то, что спектакль получился необыкновенным – это очевидно. Полтора часа спустя, после аплодисментов и «под занавес», зрители в зале сидели ошеломлёнными, и никто из них не поднимался с мест. «Спасибо, — сказал Владимир Куликов. – Спасибо вам, я знаю, что вы добрые люди». Но люди не хотели уходить не потому, что они добрые, а потому что у них в этот вечер было много откровений, напоминаний и было над чем подумать. ​ ​ ​ ​ ​

И ещё в этот раз Владимир Куликов выступал в амплуа поющего актёра, понимающего и любящего музыку и поэзию. Спектакль открывался поэтическими строчками Эдуарда Асадова:

«Пока мы живы, можно всё исправить.

Всё осознать, раскаяться, простить,

Врагам не мстить, любимым не лукавить,

Друзей, что оттолкнули, возвратить…»

И не зря Владимир Куликов предупреждал зрителя о том, что у Иннокентия Черемных автобиографичный стиль. Так и есть. А весь спектакль по большому основательному роману уместился в короткую ретроспективу по жизни писателя, начиная с его раннего деревенского детства, по времени после коллективизации и раскулачивания. Уложился в историю про мытарства родителей и поиски лучшей доли, работы и пропитания. Так, семья Черемных добралась до Иркутска. «Жить становилось всё хуже и хуже, особенно для больших семей. Осенью отец получил справку: в Иркутск поедем, городскими будете, образованными. И мы, заколотив окна, выехали из деревни. В Иркутске отец и днём и вечером искал работу. Мы семь суток, полуголодные, томились на вокзале. На восьмые сутки отец, усталый и грязный как кочегар, стоя над нами сказал: «Работы много, но фатеру не смог найти. Поедем к омулячьему месту, в Слюдянку». Потом был Братск…

А ещё впереди была война, заканчивались детство и юность Иннокентия Черемных. «По баням мы определяли, кому пришла повестка. Скоро и мне пришла, скоро и тяте принесли повестку. Первым командиром, которого я узнал в армии, был лейтенант Королёв. Он прошёл вдоль строя и выкрикнул: «Кто желает быть разведчиком? Служба весёлая, интересная, всегда впереди. Разведчик должен быть сильным, смелым, метким. Такому солдату везде почёт. Кто желает, два шага вперёд. У меня получилось три, и я встал вплотную перед ним. Охотник, рыбак? Охотился, рыбачил с тятей. Значит, смекалка есть. Нам заменили шинели на полушубки, будёновские шлемы на шапки. Обмундировали во всё тёплое и отправили на фронт».

И тот знаменитый эпизод из романа «Лихолетье», который многие из нас любят цитировать, тоже вошёл в спектакль. Иннокентий Черемных рассказывает, как однажды, в очередном походе за языком, они взяли в плен ординарца адъютанта фельдмаршала Паулюса в решающей битве под Сталинградом.

Спектакль о русской жизни и о войне в этот раз увидела очень маленькая аудитория – избранные, счастливчики. Но на их месте мог оказаться каждый, стоило только набрать номер телефона, выставленный в интернете.

Нам рассказали, что впереди у Владимира Куликова репетиции спектакля, дополнительные прогоны, работа с режиссёром, а 9 Мая он выйдет на широкую публику на большой сцене – в Братском драматическом театре. И это точно будет успех! Такие спектакли нам сегодня особенно нужны – это то, что отрезвляет и пробуждает. ​

Ирина Лагунова

Оцените статью
Поделиться с друзьями
Братский драматический театр